Fkremlevsky.ru

Спортивный портал

Перейти к: навигация, поиск

Власть — это социальный конструкт, отражающий определенным образом выстроенные отношения подчинения кого-то кому-то, зависимости, проявления силы или давления, оказания влияния, возможно невидимого. Власть — междисциплинарный концепт, неразрывно связанный с концептами «знание», «элита», «управление», «канон», «дисциплинарность»[1][2][3][4][5].

Наиболее разработан концепт власти в работах Мишеля Фуко,[6] который противопоставляет свои представления о «дисциплинарной власти» власти, связанной с законами. В его представлениях власть оказывается простым ограничителем свободы, границей её осуществления[7]. Она не сконцентрирована в какой-то точке, она вездесуща и воспроизводит себя в социальных отношениях. Власть по Фуко может быть представлена следующим образом:

  • Осуществление надзора. Объект должен быть видимым.
  • Дисциплинарные практики, которые осуществляются над объектом.
  • Тело — сам объект.
  • Особым образом устроенное пространство.
  • Знание — неразрывно связанное с властью.

В таком виде власть, прежде всего, представлена в больницах, тюрьмах, учебных заведениях. Тюрьма — идеальное пространство для осуществления власти. Определенным образом организованные помещения тюрем позволяют осуществлять надзор над заключенными (объектами власти), в ходу и дисциплинарные практики. Идеальное воплощение такой тюрьмы — паноптикум.
М.Фуко не разделяет концепты «власти» и «знания». Его занимают механизмы власти, которые и «делают возможными и продуцируют эти производства истин, а эти производтсва истин сами оказывают властные воздействия, которые нас связывают».[8]. Под истиной Фуко понимает не просто общую норму, а некую совокупность приемов, которые позволяют совершать высказывания, которые будут восприниматься как истина.

Фуко рассматривает дисциплинарную власть как стратегию. А Мишель де Серто рассматривает власть как практику. Если у Фуко Власть — жесткая и не изменяющаяся, то практика Де Сёрто выглядит иначе. Практика — это способ освоения мира и жизнь в нём, через мягкое игнорирование, приспособление и изменения среды. Смысл не в том, что бы активно и жестко сопротивляться власти, как это происходит в стратегиях, а в том, что бы мягко уходить от нежелательных влияний, все равно делать «по-своему», но без сопротивления, через изменение среды.

Совсем другой заход к пониманию власти совершает Бурдьё Пьер, говоря о символической власти — она невидима и может осуществляться только при содействии тех, кто не хочет знать, что подвержен ей или даже сам её осуществляет[9] Существуют «символические системы», такие как язык, миф, религия в качестве инструментов познания и конструирования мира. И такие системы могут осуществлять свою структурирующую власть лишь потому, что они структурированы сами. Символическая власть может изменять мир, определять отношение к нему, виденье мира, но лишь при условии её признания — легитимности. Именно вера в её легитимность позволяет производящим эту власть давать силу словам и лозунгам и тем самым менять или осуществлять порядок.

Примечания

  1. Власть как концепт и категория дискурса. Статья.. bibliofond.ru. Проверено 17 июля 2013. Архивировано из первоисточника 31 августа 2013.
  2. Лингвистический анализ концепта «власть»/«power» (научная конференция издательства «Молодой ученый»). moluch.ru. Проверено 17 июля 2013. Архивировано из первоисточника 31 августа 2013.
  3. Диссертация на тему «Репрезентация концепта "власть"/"power" в американской и русской лингвокультурах». dissercat.com. Проверено 17 июля 2013.
  4. Концепт ВЛАСТЬ в современной публицистике: аксиологический аспект. lap-publishing.com. Проверено 17 июля 2013.
  5. Концепт «власть» в русской лингвокультуре: когнитивный и фразеосемантический аспекты. pi.sfedu.ru. Проверено 17 июля 2013. Архивировано из первоисточника 31 августа 2013.
  6. Фуко M. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / Пер. с фр. В. Наумова под ред. И. Борисовой. — M.: Ad Marginem, 1999
  7. З. Сокулер. Концепция «дисциплинарной власти» М. Фуко. ec-dejavu.ru. Проверено 17 июля 2013. Архивировано из первоисточника 31 августа 2013.
  8. Фуко Мишель Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью / Пер. с франц. С. Ч. Офертаса под общей ред. В. П. Визгина и Б. М. Скуратова. — М.: Праксис, 2002. — 384 с. — (Серия «Новая наука политики»).
  9. Бурдье Пьер. Социология социального пространства. -М.: Ин-т экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007, с. 87-96


Воспользоваться подсказкой и установить ссылки из других статей Википедии.
  • Проставить для статьи более точные категории.