Fkremlevsky.ru

Спортивный портал

Метки: Медитация благодарности перед сном, медитация 25 кадр, медитация бесплатно.

Медитирующий Шива

Медита́ция (от лат. meditatio — размышление) — тип упражнений по тренировке концентрации внимания[1][2], используемый в оздоровительных целях, для выработки контроля над течением своих мыслей и эмоций[3] или для вхождения в особое религиозно-психическое состояние «памятования»[4] (пали: sati, санскрит: स्मृति, традиционный термин; альтернативный перевод — «осознанности» от англ. mindfulness).

Существует множество техник медитации. Во время медитации практикующему обычно требуется принять определённую позу, иногда применяются чётки и другие вспомогательные предметы. Объектом концентрации обычно служат ощущения внутри организма, внутренние образы, реже эмоции. Иногда объектом концентрации может быть внешний физический предмет. Медитация может сочетаться с дыхательными упражнениями.

Медитация с древности является частью духовной практики во многих религиозных традициях, особенно распространена в буддизме и индуизме, является важной составляющей йоги.

Начиная с 1960-х годов, медитация всё больше стала привлекать к себе внимание на Западе, стала предметом разнообразных научных исследований, неоднородных по строгости и качеству.[5] В более чем 1000 опубликованных научных исследований различных методов практики была найдена связь между медитацией и изменениями в обмене веществ, кровяным давлением, мозговой активностью и другими процессами в организме.[6][7][8][9][10] Сейчас медитация широко применяется как психотерапевтическое средство для снятия психического напряжения, физической боли и как метод борьбы со стрессом, в том числе в клинических условиях.[11][12] Часто используется также с целью релаксации и как дополнение к другим упражнениям по релаксации.

Исследование правительства США в 2007 году показало, что почти 9,4 % взрослого населения США (более 20 миллионов) практиковало медитацию в течение последних 12 месяцев, для сравнения — в 2002 году практиковало 7,6 % (более 15 миллионов человек).[13]

Содержание

Терминология

Караваны на Шёлковом пути способствовали распространению практик медитации за пределы Индии.

Слово «медитация» происходит от латинского meditatio, точнее от глагола meditari, который в разных контекстах означает «обдумывать», «мысленно созерцать», «вырабатывать идеи».[14]

В Ветхом Завете хага (на иврите: הגה) означает не только вздыхать или шептать, но и размышлять, умственно созерцать. Когда Тора была переведена на греческий язык, слово хага было переведено как melete. В латинской Библии слово хага / melete было переведено как meditatio.[15] Использование термина meditatio применительно к одной из частей поэтапного процесса мысленного созерцания впервые встречается у монаха Гиго II в XII веке.[16]

Помимо своего исторического использования, термин медитация был применён в качестве перевода названия восточных духовных практик, называемых в буддизме и индуизме дхьяна. Слово дхьяна происходит от санскритского корня dhyai и тоже имеет значение «мысленно созерцать», «размышлять».[17] Термин «медитация» может также применяться к практикам исламского суфизма[18] и других традиций, таких как еврейская Каббала и христианский исихазм.[8] К примеру в редакцию книги о медитации, опубликованной в 2003 году, включены главы, написанные различными авторами, описывающие буддийскую, индуистскую, христианскую, исламскую и даосскую традиций медитации.[19][20] Учёные отметили, что термин «медитация» в том значении, в котором он сейчас используется, равнозначен термину «созерцание» в христианстве.[21]

История

Человек, медитирующий в саду

История медитации тесно связана с религиозным контекстом, в котором существовала эта практика.[22] Уже в доисторических цивилизациях использовались повторяющиеся ритмичные песнопения и повторения фраз для увещевания богов.[23] Некоторые авторы даже выдвинули гипотезу, что появление способности концентрировать внимание, являющейся элементом многих методов медитации,[24] возможно, способствовало развитию последней фазы биологической эволюции человека.[25] Старейшие ссылки на медитацию содержатся в Библии, датированной около 1400 года до н. э.[26][27] Другое раннее упоминание медитации (Дхьяны) можно найти в индуистской традиции ведантизма около 15-го века до н. э., в которой Веды описывали традиции медитации древней Индии.[22] Примерно с 6-го по 5 вв до н. э. другие формы медитации были созданы в даосизме в Китае и буддизме в Индии.[22]

На западе, в 20-м году до н. э., Филон Александрийский писал о некой форме «духовных упражнений» с участием внимания (prosoche) и концентрации[28], а в третьем столетии Плотином были разработаны техники медитаций.

Палийский канон, письменная фиксация которого восходит к 1-му веку до н. э., считает индийскую буддийскую медитацию шагом на пути к освобождению.[29] К этому времени буддизм распространился в Китае, Сутра Вималакирти, датируемая 100 годом н. э. включает ряд упоминаний медитации, чётко указывая на дзэн.[30] По Шёлковому пути передачи буддизма медитация распространилась и в другие восточные страны, а в 653 году первый зал для медитации был открыт в Японии.[31] Возвратившись из Китая около 1227 года, Догэн написал инструкцию по дзадзэн.[32][33]

Исламская практика зикр, которая заключается в повторении 99 Имён Бога, зародилась в восьмом или девятом веках.[34][35] К 12-му веку в практику суфизма были включены техники медитаций и его последователи начали практиковать контроль дыхания и повторение святых слов.[36] Взаимодействие с индусами или суфиями, возможно, повлияло на формирование восточно-христианской практики медитации, исихазма, но прямых доказательств этому нет.[37][38] Между 10 и 14 веками исихазм стал практиковаться, в частности, на горе Афон в Греции, эта практика включает повторение Иисусовой молитвы.[39]

Западная христианская медитация контрастирует с большинством других подходов в том, что она не предполагает повторения какой-либо фразы или действия и не требует никаких конкретных поз. Западная христианская медитация берет своё начало в шестом веке в практике чтения Библии среди монахов-бенедиктинцев, называемой Lectio Divina, то есть божественным чтением. Его четыре формальные ступени, «лестница», были определены монахом Гиго II в 12 веке с помощью латинских терминов lectio, meditatio, oratio и contemplatio (переводятся как читать, размышлять, молиться, созерцать). Западная христианская медитация получила дальнейшее развитие у святых 16-го века, таких как Игнатий де Лойола и Тереза Авильская.[40][41][42][43]

В 18-м веке изучение буддизма на Западе стало занятием интеллектуалов. Обсуждал эту тему философ Шопенгауэр,[44] а Вольтер призывал к терпимости по отношению к буддистам.[45] Первый английский перевод Тибетской Книги мёртвых был опубликован в 1927 году.[46]

Светская форма медитации, как западная форма индуистских медитативных техник, появились в Индии в 1950-х годах и попала в Соединённые Штаты и Европу в 1960-х. Вместо сосредоточения на духовном росте, светская медитация делает акцент на снижении стресса, релаксации и самосовершенствовании.[47][48] Обе формы медитации, духовная и светская, были предметом научных исследований. Исследования медитации начались в 1931 году, научно-исследовательский интерес резко увеличился в 1970-е и 1980-е года.[49] К началу 70-х годов на английском языке было сделано более тысячи исследований по медитации.[49] Однако, после 60 лет научных исследований, точный механизм работы медитации до сих пор остается неясным.[11]

Формы и методы медитации

Согласно отчёту Национального института здоровья США[1], самыми распространёнными формами медитации являются медитации памятования и трансцендентальная медитация.

  • Медитация памятования (англ. mindfulness meditation) — традиционная для буддизма форма медитации, объединяет целую группу техник. При самой распространённой технике медитирующий изначально сосредотачивается на тонком ощущении воздуха, касающегося ноздрей при вдохе и выдохе. Затем, по мере роста мастерства, объекты для медитации меняются. Многие другие техники медитации являются производными от данной.
  • Дзадзэн — традиционная для Японии практика медитации памятования. Существует форма медитации дзадзэн при прогулке.
  • Трансцендентальная медитация — медитация с концентрацией на мантре — слове, звуке или фразе, повторяемой медитирующим вслух или мысленно. Самой известной является мантра «Ом».
  • Медитация на пустоте — медитация со сосредоточением на отсутствии мыслей. Часто является следующим этапом для других форм медитации. По словам Джидду Кришнамурти из книги «Медитации», при длительной медитации на безмыслии исчезают все виды мыслей, желаний и прекращается осознавание своего я — почти полностью исчезает дыхание, устанавливается состояние глубокого покоя, после которого внутреннее сознание человека освещается светом, вызывающим состояние невыразимого блаженства. В этом состоянии человек может находиться очень долго, не осознавая окружающего. По утверждению Далай-ламы XIV, такая медитация может вызвать вслед за собою особое состояние всеосознавания, называемого на Востоке «Просветлением».[50]
  • Кундалини-медитация — медитация со сосредоточением на чакрах. Обычно проводится лёжа.
  • Тратака — медитация на пламя свечи в тёмной комнате.
  • Сатипаттхана — буддийская медитация со сосредоточением на созерцание тела, чувств, ума, объектов ума. Подробно описана Махасатипаттхана сутре. В популярной нью эйдж литературе по ошибке называют Випассаной, тогда как на самом деле випассана это опыт и результат получаемый от практики Сатипаттханы.
  • Анапанасати — традиционная буддийская медитация со сосредоточением на дыхании. Подробно описана в Анапанасати сутре.
  • Випассана — Достижение внутреннего прозрения, достигаемое посредством практики Сатипаттханы и Анапанасати. Так же посредством практик Анапанасати и Сатипаттханы достигаются джханы.
  • Медитация на внутренний звук — медитация со сосредоточением на внутреннем звуке (Наам, Шабд, Анахата Нада).
  • Сахадж Марг — медитация с сосредоточением на биении сердца.

Для большинства техник медитация характерно глубокое сосредоточение на монотонно повторяющемся действии.

Самая известная поза для медитации такова: сидя, глаза закрыты, спина выпрямлена, голова чуть опущена, ноги скрещены, руки лежат на коленях ладонями кверху, ладони раскрыты, большие и указательные пальцы соединены.

См. также

Примечания

  1. ↑ Meditation: An Introduction — NCCAM NIH
  2. Attention regulation and monitoring in meditation
  3. Meditation and Mind Control
  4. Практика памятования
  5. Meditation practices for health: state of the research» (pdf). Evid Rep Technol Assess (Full Rep) (155): 1–263. PMID 17764203.
  6. 10.1016/S0306-9877(03)00175-0. 0306-9877. PMID 12888320.
  7. 10.1037/0033-2909.132.2.180. 0033-2909. PMID 16536641.
  8. 1 2 Goleman Daniel The meditative mind: The varieties of meditative experience. — New York: Tarcher, 1988. — ISBN 0-87477-833-6
  9. 10.1037/0003-066X.61.3.227. 0003-066X. PMID 16594839.
  10. 10.1016/S0149-7634(05)80210-6. PMID 1528528.
  11. 1 2 A clinical guide to the treatment of human stress response by George S. Everly, Jeffrey M. Lating 2002 ISBN 0-30-646620-1 pages 201—202
  12. Wilkinson, G. Understanding Stress, Poole, Family Doctor Publications in association with British Medical Association, p111.
  13. NCAAM, Meditation: An Introduction "Uses of Meditation for Health in the United States. nccam.nih.gov. Архивировано из первоисточника 4 февраля 2012. A 2007 national Government survey that asked about CAM use in a sample of 23,393 U.S. adults found that 9.4 percent of respondents (representing more than 20 million people) had used meditation in the past 12 months—compared with 7.6 percent of respondents (representing more than 15 million people) in a similar survey conducted in 2002. The 2007 survey also asked about CAM use in a sample of 9,417 children; 1 percent (representing 725,000 children) had used meditation in the past 12 months."
  14. An universal etymological English dictionary 1773, London, by Nathan Bailey ISBN 1-002-37787-0. Note: from the 1773 edition on Google books, not earlier editions.[прояснить]
  15. Christian spirituality: themes from the tradition by Lawrence S. Cunningham, Keith J. Egan, 1996, ISBN 0-80-913660-0, page 88
  16. The Oblate Life by Gervase Holdaway, 2008, ISBN 0-81-463176-2, page 115
  17. The verb root «dhyai» is listed as referring to «contemplate, meditate on» and «dhyāna» is listed as referring to «meditation; religious contemplation» on page 134 of Macdonell Arthur Anthony A practical Sanskrit dictionary with transliteration, accentuation and etymological analysis throughout. — London: Oxford University Press, 1929 (1971 reprint).
  18. The healing power of sufi meditation. — Fenton, MI: Naqshbandi Haqqani Sufi Order of America, 2005. — ISBN 1930409265
  19. The experience of meditation: Experts introduce the major traditions / Jonathan Shear. — St. Paul, MN: Paragon House, 2006. — ISBN 9781557788573
  20. Just say Om». Time 162 (5): 48–56. In the print edition (pp. 54-55), the «Through the Ages» box describes «Christian Meditation», «Cabalistic (Jewish) Meditation», «Muslim Meditation», and others.
  21. Spiritual engagement as a mechanism of change in mindfulness- and acceptance-based therapies». Assessing mindfulness and acceptance processes in clients: Illuminating the theory and practice of change (New Harbinger): 152–184.. Page 161 states «In Christianity, the term 'contemplation' is parallel to the term 'meditation' as it has entered contemporary usage»
  22. 1 2 3 A clinical guide to the treatment of human stress response by George S. Everly, Jeffrey M. Lating 2002 ISBN 0-30-646620-1 page 199
  23. Joseph, M. 1998, The effect of strong religious beliefs on coping with stress Stress Medicine. Vol 14(4), Oct 1998, 219—224.[прояснить]
  24. The attention revolution: Unlocking the power of the focused mind. — Boston: Wisdom, 2006. — ISBN 0861712765
  25. 10.1017/S0959774307000054. This paper draws on various lines of evidence to argue that «Campfire rituals of focused attention created Baldwinian selection for enhanced working memory among our Homo sapiens ancestors…. this emergence was [in part] caused by a fortuitous genetic mutation that enhanced working memory capacity [and] a Baldwinian process where genetic adaptation follows somatic adaptation was the mechanism for this emergence» (p. 47).
  26. Online Bible. Архивировано из первоисточника 4 февраля 2012. Проверено 16 ноября 2011.
  27. "Joshua", Wikipedia, Wikipedia, The Free Encyclopedia 
  28. Hadot, Pierre; Arnold I. Davidson (1995) Philosophy as a way of life ISBN 0-63-118033-8 pages 83-84
  29. Zen Buddhism : a History: India and China by Heinrich Dumoulin, James W. Heisig, Paul F. Knitter 2005 ISBN 0-94-153289-5 pages 15
  30. Zen Buddhism : a History: India and China by Heinrich Dumoulin, James W. Heisig, Paul F. Knitter 2005 ISBN 0-94-153289-5 pages 50
  31. Zen Buddhism : a History: Japan by Heinrich Dumoulin, James W. Heisig, Paul F. Knitter 2005 ISBN 0-94-153290-9 page 5
  32. Soto Zen in Medieval Japan by William Bodiford 2008 ISBN 0-82-483303-1 page 39
  33. The Cambridge History of Japan: Medieval Japan by Kōzō Yamamura, John Whitney Hall 1990 ISBN 0-52-122354-7 646
  34. Prayer: a history by Philip Zaleski, Carol Zaleski 2005 ISBN 0-61-815288-1 page 147—149
  35. Global Encyclopaedia of Education by Rama Sankar Yadav & B.N. Mandal 2007 ISBN 9788182202276 page 63
  36. Spiritual Psychology by Akbar Husain 2006 ISBN 8182200954 page 109
  37. An introduction to the Christian Orthodox churches by John Binns 2002 ISBN 0-52-166738-0 page 128
  38. Hesychasm. OrthodoxWiki. Архивировано из первоисточника 4 февраля 2012. Проверено 12 мая 2010.
  39. Mount Athos: History. Macedonian Heritage.(недоступная ссылка) Проверено 12 мая 2010.
  40. Christian Spirituality: A Historical Sketch by George Lane 2005 ISBN 0-82-942081-9 page 20
  41. Christian spirituality: themes from the tradition by Lawrence S. Cunningham, Keith J. Egan 1996 ISBN 0-80-913660-0 page 38
  42. The Oblate Life by Gervase Holdaway, 2008 ISBN 0-81-463176-2 page 109
  43. After Augustine: the meditative reader and the text by Brian Stock 2001 ISBN 0-81-223602-5 page 105
  44. Schopenhauer and Buddhism. Philosophy East and West Volume 43, Number 2, pp. 255—278. University of Hawaii Press. Retrieved on: 12 April 2008.
  45. Enlightenment and reform in 18th-century Europe by Derek Edward Dawson Beales 2005 ISBN 1-860-64949-1 page 13
  46. online
  47. A clinical guide to the treatment of human stress response by George S. Everly, Jeffrey M. Lating 2002 ISBN 0-30-646620-1 page 200
  48. Encyclopedia of Psychology and Religion by David A. Leeming, Kathryn Madden, Stanton Marlan 2009 ISBN page 559
  49. ↑ The Physical and Psychological Effects of Meditation: Scientific Studies of Contemplative Experience: An Overview.
  50. Буддизм Тибета. — 1991.

Tags: Медитация благодарности перед сном, медитация 25 кадр, медитация бесплатно.