Fkremlevsky.ru

Спортивный портал

Метки: Сахаджа йога беларусь, сахаджа-йога новосибирск, сахаджа йога фото стоп.

Сахаджа-йога
Духовный источник:

Сахаджа Йога шастры

Региональный источник:

Наргол (англ.)русск., Индия[1]

Гуру-основатель:

Нирмала Шривастава

Распространенность:

Более чем в 100 странах мира[2]

Акценты:

Духовность, самореализация, подъём кундалини, саморазвитие

Подобные школы
Родственные понятия

Дхарма, сахадж-медитация

Сахаджа-йога — новое религиозное движение[3][4], имеющее древние индийские корни.[5][6] В нём утверждается, что сахаджа-йога является процессом пробуждения кундалини, при котором человек получает самореализацию. Это проявляется в достижении состояния безмысленного осознания (ментальной тишины, Нирвичара Самадхи). Практикующие сахаджа-йогу чувствуют прохладу на ладонях и макушке головы во время медитации. Среди других ощущений отмечается расширение зрачков и состояние глубокой релаксации.[7][8][9]

Движение основано в 1970 году Нирмалой Шриваставой (1923 г.2011 г.), более известной как Шри Матаджи Нирмала Деви («Шри» является обращением к уважаемой личности, «Матаджи» — матушка, «Нирмала Деви» — полная форма имени Нирмала).[10] На сегодняшний день Сахаджа-йога распространена более чем в ста странах мира.[2][11] Международная организация сахаджа-йоги называется Vishva Nirmala Dharma или Sahaja Yoga International.[12] В лекциях Нирмалы Шриваставы отмечалось, что в сахаджа-йоге нет членства как такового, а организация служит для юридического оформления деятельности и не имеет постоянного списка членов.[13]


Содержание

Общие сведения

Слово сахаджа (санскр. sahája, Devanāgarī IAST सहज) состоит из двух частей: саха́ означает «с» и джа «рожденный».[14] Слово йога (санскр. yóga, Devanāgarī IAST योग)[15] означает «союз». В сахаджа-йоге это союз с Всепроникающей Энергией Божественной Любви, которая ассоциируется с понятием Рух в Коране, прохладным ветерком Святого Духа Пятидесятницы в Библии и Всепроникающей Энергией — Парамчайтаньей — в индийских писаниях.[16] Сахаджа-йога фактически понимается как квинтэссенция всех духовных идей и религий посредством осязаемого опыта, а не на умственном уровне.[17]

Первые упоминания термина относятся к XV веку, к известному индийскому поэту-мистику Кабиру.[18] Отличие современной сахаджа-йоги состоит в разработке Нирмалой Шриваставой доступного всем метода получения самореализации. При этом человек получает возможность более глубокой интроспекции и самосовершенствования.[19] Нирмала Шривастава предлагает принимать утверждения сахаджа-йоги как гипотезу, проверяя их достоверность на собственном опыте. Это знания, направленные на благо как одной личности, так и всего мира.[20]

Шри Матаджи Нирмала Деви. «Сахаджа Йога»:

…человек поднимается над всеми оковами рабства и ему больше не нужны наставления никакого гуру. Он становится своим собственным учителем и больше не ищет наощупь опору в темноте. Он становится абсолютно свободным. Никто не может запугать сахаджа-йога или манипулировать им. <…> По мере очищения себя живым процессом сахаджа-йоги он находит истину полного единства всех религий. Таким образом, в сахаджа-йогу могут прийти люди, исповедующие любую религию и принадлежащие к любой расе, и не столкнуться с проблемами фундаментализма или расизма.

— Полный текст

Основатель сахаджа-йоги

Нирмала Шривастава родилась 21 марта 1923 года в христианской семье в Чиндваре, Индия. Отец — Прасад Салве, мать — Корнелия Салве. В детстве Нирмала жила в ашраме Махатмы Ганди. Семья Салве участвовала в движении за освобождение Индии .[21] В 1947 году Нирмала Салве вышла замуж за Чандрика Прасада Шривастава.[22] Сэр Ч. П. Шривастава в начале карьеры был государственным служащим и с 1974 по 1989 гг. занимал пост генерального секретаря Международной морской организации.[23] У них две дочери: Кальпана Шривастава[23] и Садхана Варма.[24]

Нирмала Шривастава до начала 70-х гг. занималась воспитанием дочерей и принимала участие в работе различных женских общественных благотворительных организаций. Она наблюдала большое количество лжегуру в Индии и на Западе и их разрушительное влияние на людей.[25] Г-жа Шривастава посещала семинары Ошо, но покинула их.[26] Все это привело к поиску собственного метода духовного развития, который был бы доступен всем искателям истины. Результатом стало открытие метода сахаджа-йоги 5-го мая 1970 года.[10]. Последующая работа Нирмалы Шриваставы по распространению сахаджа-йоги во многих странах мира (многочисленные публичные программы, лекции на конференциях и интервью[27][28][29]) была высоко оценена многими известными деятелями науки, культуры и религии, такими как Клас Нобель (англ.)русск. , Д. Ю. Патил, аятолла Мехди Рохани и другие.[30][31][32] В 2004 году официальный международный сайт сахаджа-йоги сообщил, что Нирмала Шривастава завершила свою работу, дальнейшим распространением сахаджа-йоги занимаются её последователи и каждый может присоединиться к этому движению.[33] Нирмала Шривастава скончалась 23 февраля 2011 года в Генуе, Италия.

Основные положения

Тонкая система человека. 1. Муладхара чакра. 1а. Муладхар. 2. Свадиштана чакра. 3. Наби чакра. 3а. Войд. 4. Анахата чакра. 5. Вишудхи чакра. 6. Агия чакра. 7. Сахасрара чакра. A. Кундалини. B. Левый канал (Ида нади). C. Центральный канал (Сушумна нади). D. Правый канал (Пингала нади). E. Дух. F. Эго. G. Суперэго.

В сахаджа-йоге утверждается, что каждый человек имеет внутри себя тонкую систему, состоящую из энергетических центров, доступных для ощущения после получения самореализации. Эти ощущения дают возможность объективной оценки физиологического и психологического состояния, а также позволяют улучшить их. Процессы в тонком теле отражаются в центральной нервной системе посредством вибраций — прохладного или теплого потока на руках, над теменем и вокруг тела. Теплые или горячие вибрации свидетельствуют о наличии проблем, которые необходимо решать.[34]

Тонкая система состоит из трех каналов (санскр. nādi, Devanāgarī IAST नाडि), семи основных энергетических центров (чакр), кундалини и некоторых других элементов. Определения этих понятий в Сахаджа-йоге не полностью соответствуют аналогичным определениям в других традициях йоги.[35]

Каналы

В тонком теле человека имеются три канала, которые для простоты часто называются левым, правым и центральным. Им ставятся в соответствие левая и правая симпатические и парасимпатическая нервные системы (различие левой и правой симпатических систем введено в Сахаджа-йоге). Активность левого канала формирует суперэго представляя эмоции и желания. Он несет память о прошлом, таким образом помогая действиям. Правый канал соответствует физической активности и интеллекту, способности действовать, реализовывать желания. Он формирует эго. Центральный канал служит проводником для жизненной энергии, известной как кундалини (у нереализованного человека пребывающей в «дремлющем» состоянии). Левый и правый каналы пересекаются на уровне лба после чего формируют эго с левой стороны и суперэго с правой.[36]

Левый энергетический канал (так же называемый лунный, женский) — Ида нади (санск.) связан с правой и задней сторонами головного мозга на физическом уровне и с подсознанием на психическом. Он представляет качества Инь — мягкость, сострадание и т. д., выражаемые в радости и заботе о других, желании познать истину. При наличии проблем в нём наблюдаются такие крайности как чрезмерная эмоциональность (возбуждение или депрессия), устойчивые дурные привычки.

Правый энергетический канал (так же называемый солнечный, мужской) — Пингала-нади (санскр.) на физическом уровне связан с левой и передней сторонами головного мозга и с надсознательным человека на психическом. Он представляет качества ян — логическое мышление, анализ, активные действия и т. п., реализующий желания, рождающиеся в левом канале. Пингала-нади отвечает за правильные взаимоотношения и обязанности. Если в нем наблюдаются проблемы (например, вследствие чрезмерной работы), то могут проявляться такие негативные качества как деспотизм, эгоизм, жестокость и злоба.

Центральный энергетический канал — Сушумна-нади (санскр.) координирует деятельность безусловных рефлексов являясь проводником парасимпатической системы. В учении Нирмалы Шриваставы акцентируется, что все духовные действия являются спонтанными и термин «сахаджа» был выбран чтобы отметить этот факт (в переводе с санскрита целиком он так же означает «спонтанность»).[37]

Чакры

В Сахаджа-йоге считается, что энергетические центры или чакры на физическом уровне проявляются как нервные сплетения, ответственные за различные органы тела. Каждая чакра соответствует различным качествам физического, ментального, эмоционального и духовного состояния. Различают семь основных чакр и выделяют некоторые дополнительные центры. Ниже представлено их перечисление с кратким описанием, принятым в сахаджа-йоге.[38] Создание чакр происходило в процессе эволюции человечества, открывая новые её этапы. Каждой чакре соответствует отражение определенного божества, понимаемого как воплощение тех или иных аспектов Бога Всемогущего.[39][40] Большинство центров имеют левую и правую компоненты.[41]

Первым центром, расположенным чуть ниже крестца является муладхара-чакра. Она соответствует качествам невинности, мудрости, интуиции, памяти и способности к учёбе, проявляясь на физическом уровне как тазовое нервное сплетение. Божеством центра является Шри Ганеша. С муладхарой ассоциируются элемент Земля и крутящаяся по часовой стрелке свастика. Центр ослабляют нечистота в мыслях, разврат, тантризм и магические практики.[38][42][43]

Над Муладхарой в крестце находится Муладхар — местонахождение кундалини.[42][43]

Вторым центром является свадистана-чакра. В её функции входит наблюдение за состоянием почек, поджелудочной железы, селезенки и матки. Качествами Свадистана являются творчество, чистое знание, вдохновение. Чакра служит началом правого канала. Божествами являются Шри Сарасвати Брахмадева, символом — звезда Давида, а элементом — огонь. Свадистан ослабляют алкоголь, наркотики, гнев, чрезмерное планирование, практика магии, доминирование над другими.[38][42][43]

Третьим центром является наби-чакра, находящаяся в позвоночнике немного выше пупка. Физическое проявление Наби — солнечное сплетение. Чакра соответствует щедрости, удовлетворенности, благополучию в семье, материальному достатку, морали и духовному восхождению. Божествами чакры являются Шри Лакшми и Вишну, символом — Инь-Ян, элементом — вода. Наби ослабляют аскетизм, алкоголь, наркотики, плохое питание, проблемы в семье, чрезмерная забота о деньгах и пренебрежение духовностью.[38][42][43]

Наби и свадистан-чакры вмещает войд (не является чакрой) — океан иллюзий, который необходимо преодолеть для духовного роста. Он отделяет уровень осознания от истины до получения самореализации. Качества войда: принцип Гуру (быть учителем самому себе), дхарма, праведность и убежденная (не слепая) вера в Бога. Божество — Шри Ади Гуру Даттатрея и его десять инкарнаций (Раджа Джанака, Авраам, Моисей, Заратустра, Лао-Цзы, Конфуций, Сократ, Мухаммед, Гуру Нанак и Саи Баба из Ширди).[42]

Четвёртым центром является анахата-чакра, находящаяся в позвоночнике за грудиной. Она является вместилищем Духа, Атмана человека и на физическом уровне соответствует сердцу и легким. Качествами анахаты являются чистая непривязанная любовь, радость, правила достойного поведения (мариады), защищенность. Божествами чакры являются Шри Шива и Парвати, Шри Сита и Рама, Шри Джагадамба, элементом — воздух, а символом — пламя. Центр ослабляют чувство незащищенности, неуверенность в себе, привязанности, атеизм, проблемы отношений с родителями, чрезмерная физическая и умственная деятельность. [38][42][43]

Пятым центром является вишуддхи чакра, которой соответствуют уровень седьмого шейного позвонка в позвоночнике и передняя часть горла в яремной выемке. Качествами центра являются коллективность, чистые взаимоотношения и дипломатичность. Божествами вишуддхи-чакры являются Шри Радха и Кришна, символом — колесо времени, элементом — эфир. Центр ослабляют чувство вины, аморальность, саркастичность, хитрость, агрессивность и высокомерие.[38][42][43]

Шестым центром является агия-чакра. Она находится на пересечении зрительных нервов в головном мозгу. Качествами центра являются прощение, сострадание, логика, память и образное мышление. Божествами центра являются Шри Дева Мария и Иисус, символом — крест, а элементом — свет. Ослабляют центр непрощение, тщеславие, бегающие глаза, фанатизм, сомнения, жестокость.[38][42][44]

Седьмым центром является сахасрара-чакра, находящаяся в лимбической области головного мозга. Качествами центра являются интеграция всех чакр, безмыслие, тишина, радость, ощущение единства и целостности. В сахасраре объединены все божества в материнском и отцовском аспектах Бога. Ей соответствуют все элементы, а символом является бандхан. Ослабляют центр сомнения в Боге, атеизм и догматизм.[38][42][44]

Кундалини и самореализация

Согласно Сахаджа-йоге чакры и каналы могут быть сбалансированы путем подъёма кундалини (санскр. kuṇḍalinī, Devanāgarī IAST कुण्डलिनी в м. р. kundala, виток[45]) — энергии чистого желания духовного совершенствования и осознания своей сути. Кундалини ассоциируется с материнской энергией, в дремлющем состоянии находящейся свернутой в три с половиной витка в крестцовой кости. Нирмала Шривастава учит, что Кундалини является отражением Святого Духа или Ади (Изначальная) Шакти[46] и йога как союз с божественным невозможна без её подъема.[47]

Кундалини проходит через шесть чакр в спинном и головном мозгу в процессе своего подъема. Под самореализацией понимается прохождение Кундалини седьмой чакры — Сахасрары. При этом достигается состояние безмысленного осознания, что дает йогу и является целью пробуждения Кундалини.[48] Самореализацию можно почувствовать как прохладный ветерок на кончиках пальцев, ладонях и над теменем (область родничковой кости). Нирмала Шривастава сравнивает пробуждение Кундалини и самореализацию с прорастанием семени, посаженного в Мать Землю.[49] Достижение состояния самореализации не требует материальных затрат и доступно в региональных центрах Сахаджа-йоги по всему миру,[11] а также самостоятельно онлайн.[50]

Практика

Практика сахаджа-йоги позволяет укрепить и углубить состояние, достигнутое при получении самореализации. Она включает в себя сахадж-медитацию и простые методы очистки тонкого тела, предложенные Нирмалой Шривастава.[51]

Сахадж-медитация

Нирмала Шривастава характеризует сахадж-медитацию как открытый взгляд на себя, достижение равновесия, исправление самого себя с полным пониманием происходящего процесса.[52] Когда мысли постоянно перескакивают с одного предмета на другой, человек пребывает в прошлом или будущем. Внутренняя тишина позволяет находиться в настоящем.[53] Таким образом, под медитацией подразумевается достижение безмысленного осознания, когда внимание находится на Сахасраре чакре, на темени. Это не приводит к трансу или подобным ему явлениям, медитирующий остается в сознании, все время наблюдая за вибрациями.[54][55] Изменение тепловых ощущений[56] на ладонях и кончиках пальцев позволяют определить состояние тонкого тела и при необходимости применить один из методов очистки[57][58], причем

Образ жизни

Основа образа жизни сахаджа-йога — непрестанная практика духовного восхождения.[59] Это достигается путем регулярных медитаций. Как правило, достаточно 10 — 15 минут утром и вечером[54]. При этом сахаджа-йог является активным членом общества, который в любой ситуации остается спокойным, уравновешенным, и с любовью относится к людям и миру.[60][61]

Шри Матаджи Нирмала Деви:

Ничто не нужно менять снаружи. Но вы сами проникнетесь разумными вещами, мудрыми вещами, которые хороши для вас. Вы сами прибегните к этому, Я ничего не должна говорить вам об этом.

— Публичная программа, Майами, США, 1990 год

Сахаджа-йога в мире

Сахаджа-йога и медицина

В 1988 году состоялась встреча представителей Минздрава СССР с г-жой Нирмалой Шривастава, в итоге которой был подписан «Протокол Намерений по сотрудничеству в области изучения метода сахаджа-йоги в СССР».[62]

В 1989 году Нирмалa Шривастава приняла непосредственное участие в работе Первой Всесоюзной конференции «Йога: проблемы оздоровления и самосовершенствования человека», состоявшейся в Москве.[63]

Метод Сахаджа-йоги был представлен на международных научных конференциях

В 2011 году планируется доклад «Psychosomatic Factors and social Determinants of psychological Stress — The Neurobiology of Consciousness Development» на международной конференции Global Health & Preventive Medicine в Германии.[69]

Каталог-справочник «Диагностические и оздоровительные технологии восстановительной медицины» Министерства Здравоохранения Российской Федерации и Российского Научного Центра Восстановительной Медицины и Курортологии за 2004 год указал в разделе «Оздоровительные программы» под названием «Методика комплексного восстановления здоровья человека» метод Сахаджа-йоги. Автономная некоммерческая организация «Сахаджа Йога» получила диплом Министерства Здравоохранения РФ «за разработку и внедрение методики комплексного восстановления здоровья человека».[70]

В 2009 году д-р Сандип Рай, директор международного исследовательского и лечебного центра сахаджа-йоги (Ваши (англ.)русск., Индия) опубликовал статью «Сознание и нейробиология — развитие защиты мозга от физического и психологического стресса».[71]

Терапевтическое влияние сахадж-медитации на психофизиологическое состояние человека исследовалось в Институте физиологии СО РАМН, университетах США, Австралии и др. Были отмечены позитивные изменения согласно HAM-D и другим индексам состояния здоровья.[68][72][73][74][75] В исследованиях с помощью слепого метода с последующей рандомизацией было показано существенное усиление тета-ритмов в лобной и центральной долях мозга по сравнению с альфа-ритмами при продолжительной практике медитации.[76] Фиксировалось увеличение сопротивления кожи[77] и понижение температуры ладоней на 0,4° С.[78] Отмечалось положительное влияние практики сахадж-медитации на здоровье пациентов при заболеваниях астмой[7], эпилепсией,[77] и СДВГ у детей.[79] В то же время указывается на опасность применения любых медитативных методик как основного средства лечения серьёзных заболеваний.[80]

В мире работают медицинские учреждения, в своей деятельности использующие методы медитации по системе сахаджа-йоги. Самый известный из них — госпиталь в пригороде Бомбея Беллапуре.[81]

В журнале «Деньги», входящем в состав газеты «Коммерсантъ» публиковалась информация, что основательница сахаджа-йоги Шри Матаджи Нирмала Деви на своих семинарах говорит о том, что рак крови бывает у тех, кто много думает, а СПИД — от болезни «центрального сердца», и если подставить непокрытую голову лунному свету, то можно сойти с ума.[82]

Творчество в сахаджа-йоге

На определённой стадии занятий сахаджа-йогой происходит всплеск творческой активности, люди начинают осваивать искусства или возвращаются к забытым увлечениям. Это имеет обратное действие, гармонизируя повседневную жизнь. Музыка, например, используется не только как фон для медитации, но и для восстановления равновесия симпатической нервной системы, и даже как лечебное средство. В основном это касается индийской классической музыки, для её изучения Нирмала Шривастава организовала в 2003-м году Академию индийской классической музыки в городе Вайтарна в Индии[83].

Критика и ответы на неё

Были прецеденты характеристики сахаджа-йоги как секты со стороны отдельных сектоведов и организаций, в том числе Дворкина А.Л.[84][85][86] ООН и ОБСЕ подвергли критике Бельгию и Францию в связи с религиозной нетерпимостью под видом борьбы с сектами.[87] В Бельгии в судебном порядке было установлено, что обвинения в адрес сахаджа-йоги со стороны Информационно-консультативного центра по опасным сектантским организациям (CIAOSN) необоснованны.[88] Соответствующие постановления были опубликованы в двух крупных бельгийских газетах De Morgen (англ.)русск.[89] и De Standaard (англ.)русск..[90] В частности международная организация «Human Rights Without Frontiers (англ.)русск.» отметила, что

До сих пор негативный образ сахаджа-йоги, в основном, создается организациями антисектантской направленности и в государственных отчётах по сектам без какого-либо серьёзного контроля слухов об этом движении, как это ясно показало решение Бельгийского суда.

— HRWF: Case of Sahaja Yoga v. the Belgian State [5]

Так же со стороны независимых социологов и журналистов сахаджа-йога получила характеристику открытого движения.[91][92]

В докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2009 год отмечалось, что в изданиях религиозных объединений и официальных государственных документах часто необоснованно используются неправовые термины «секта», «тоталитарная секта» и др., применяющиеся для характеристики большинства конфессий за исключением основных. При этом, иногда балансируя на грани пропаганды религиозной ненависти, игнорируется право людей верить в то, что они считают верным.[93]

Существуют мнения, что сахаджа-йоги должны делать пожертвования основательнице на оплату поездок и дорогих приобретений. В официальном ответе Sahaja Yoga International на это акцентируется, что сахаджа-йога не является бизнесом и все средства расходуются на благотворительность.[94][95]

См. также

Примечания

  1. Начало Сахаджа-йоги. Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 26 января 2011.
  2. ↑ A message for one and all…  (англ.). The Hindu (7 апреля 2003 года).(недоступная ссылка) Проверено 26 января 2011.
  3. Judith Coney. Sahaja yoga: socializing processes in a South Asian new religious movement. — Routledge, 1999. — 269 p. — ISBN 0700710612
  4. David V. Barrett. The New Believers. — 2nd ed. — Cassell, 2001. — P. 297—298. — 560 p. — ISBN 0304355925
  5. Self, David. The Lion Encyclopedia of World Religions. — Lion UK, 2009. — 128 p. — ISBN 0745949835
  6. Encyclopedia of New Religions: New Religious Movements, Sects and Alternative Spiritualities / Partridge, Christopher H. — Lion Hudson Plc, 2006. — 448 p. — ISBN 0745952194
  7. ↑ 10.1136/thorax.57.2.110
  8. T. N. Achyuta Rao. Manoniyantran: Vedic Views and Ways of Mind Control. — Delhi: Kalpaz Publications, 2004. — P. 45. — 348 p. — ISBN 8178352907
  9. Judith Coney. Sahaja yoga: socializing processes in a South Asian new religious movement. — Routledge, 1999. — P. 55—56. — 269 p. — ISBN 0700710612
  10. 1 2 de Kalbermatten, Gregoire. The Third Advent. — New York: Daisyamerica, 2003. — P. 165. — ISBN 1-932406-07-7
  11. ↑ Sahaja Yoga Worldwide  (англ.). SahajaYoga.Org. — Контакты с центрами Сахаджа-йоги в 67 странах мира. Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 26 января 2011.
  12. Decision No. D2001-0467  (англ.). WIPO Arbitration and Mediation Center. Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 26 января 2011.
  13. Шри Матаджи Нирмала Деви. Глава 1 // Сахаджа Йога. — 2006.: «Сахаджа-йога — это не просто мода, вероисповедание или альтернативный метод. Организации как таковой в сахаджа-йоге нет. В сахаджа-йоге нет и членства, мы лишь номинально вынуждены были создать организацию (трест). Через это объединение мы юридически оформляем свою деятельность, но она не имеет постоянного списка людей. Мёртвой организации нет, а есть живой коллективный единый организм».
  14. Значение слов «sahá» и «ja»  (англ.). Monier Williams Sanskrit-English Dictionary. UNIVERSITÄT ZU KÖLN, INSTITUT FÜR INDOLOGIE UND TAMILISTIK. Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 26 января 2011.
  15. Значение слова «yóga»  (англ.). Monier Williams Sanskrit-English Dictionary. UNIVERSITÄT ZU KÖLN, INSTITUT FÜR INDOLOGIE UND TAMILISTIK. Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 26 января 2011.
  16. Знание реальности (всемирная культура и духовность). Альманах № 1. К.: ДП «Нора-Друк», 2001 — С. 46. —  80 с.
  17. Духовная Мать. Сайт о Шри Матаджи. Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 26 января 2011.
  18. The Concept of Sahaj in Guru Nanak’s Theology  (англ.). The Sikh Review. Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 26 января 2011.
  19. Ответ Нирмалы Шривастава на вопрос «Сахаджа-йога — это Ваша собственная философия, или она существовала до Вас?». Сайт о Шри Матаджи. Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 26 января 2011.
  20. Сахаджа Йога. Онлайн-библиотека проза.ру. Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 26 января 2011.
  21. Раджасекхаран, П. Т., Венкатесан, Р. Духовные знания через вибрации / Пер. с англ. И. В. Петровой. — С.-Пб.: 1995. — С. 58. — 131 с. — ISBN 5-87383-116-5 (русск.) ISBN 81-85457-08-5 (англ.)
  22. Salve, H. P. My memoirs. — New Delhi: LET, 2000. — P. 92 — 94.
  23. ↑ Portraits of former IMO Secretaries-General unveiled  (англ.). Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 26 января 2011.
  24. Varma, R.. Varma, S. Ascent to the Divine: Himalaya Kailasa-Manasarovar in Scripture, Art and Thought — ISBN 2881690017
  25. Раджасекхаран, П. Т., Венкатесан, Р. Духовные знания через вибрации / Пер. с англ. И. В. Петровой. — С.-Пб.: 1995. — С. 61 — 63. — 131 с. — ISBN 5-87383-116-5 (русск.) ISBN 81-85457-08-5 (англ.)
  26. Puttick, E. Sahaja Yoga // Encyclopedia of New Religious Movements / Peter Clarke. — Routledge, 2005. — P. 544. — 720 p. — ISBN 0415267072
  27. List of ECOSOC/Beijing and new accredited NGOs  (англ.). General Assembly «Women 2000: gender equality, development and peace for the twenty-first century». Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 26 января 2011.
  28. Shri Mataji's talk on the global problems facing women today  (англ.). SahajaYoga.Org (September 13, 1995). Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 26 января 2011.
  29. Выступления Шри Матаджи. Сайт о Шри Матаджи. Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 26 января 2011.
  30. Claes Nobel speech, Royal Albert Hall, London  (англ.). Vimeo. Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 26 января 2011.
  31. What VIPs say about Sahaja Yoga  (англ.). SahajaYoga.Org. Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 26 января 2011.
  32. Знание реальности (всемирная культура и духовность). Альманах № 1. К.: ДП «Нора-Друк», 2001, — С. 29. — 80 с.
  33. We Want The World To Know…  (англ.). SWAN (Sunday, May 16, 2004). Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 26 января 2011.
  34. The subtle system of Sahaja Yoga  (англ.). Sahaja Yoga Introduction. Проверено 26 января 2011.
  35. Раджасекхаран, П. Т. Венкатесан Р. Духовные знания через вибрации / Пер. с англ. И. В. Петровой. 1995. — С. 98. — 131 с. ISBN 81-85457-08-5 (англ.) ISBN 5-87383-116-5 (русск.)
  36. Раджасекхаран, П. Т. Венкатесан Р. Духовные знания через вибрации / Пер. с англ. И. В. Петровой. 1995. — С. 80 — 86. — 131 с. ISBN 81-85457-08-5 (англ.) ISBN 5-87383-116-5 (русск.)
  37. Знание реальности (всемирная культура и духовность). Альманах № 1. К.: ДП «Нора-Друк», 2001 — С. 49. — 80 с.
  38. ↑ Scientific Explanation  (англ.). Sahaja Yoga. Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 26 января 2011.
  39. Раджасекхаран, П. Т. Венкатесан Р. Духовные знания через вибрации / Пер. с англ. И. В. Петровой. 1995. — C. 97. — 131 с. ISBN 81-85457-08-5 (англ.) ISBN 5-87383-116-5 (русск.)
  40. Верез Г. МАТЬ И ДУХОВНОСТЬ. Конфискованная Истина. Обретенный путь = LA MÈRE ET LA SPIRITUALITÉ. La vérité confisquée. La voie retrouvée / Пер. с французского. — К.: Издательский дом «Соборна Україна», 2001. — С. 148. — 174 с.
  41. Раджасекхаран, П. Т. Венкатесан Р. Духовные знания через вибрации / Пер. с англ. И. В. Петровой. 1995. — C. 99. — 131 с. ISBN 81-85457-08-5 (англ.) ISBN 5-87383-116-5 (русск.)
  42. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Знание реальности (всемирная культура и духовность). Альманах № 1. К.: ДП «Нора-Друк», 2001 — С. 46 — 59. — 80 с., глава «Что такое Сахаджа-йога?»
  43. 1 2 3 4 5 6 Раджасекхаран, П. Т. Венкатесан Р. Духовные знания через вибрации: Пер. с англ. И. В. Петровой, 1995 — C. 92 — 93. — 131 с. ISBN 81-85457-08-5 (англ.) ISBN 5-87383-116-5 (русск.)
  44. 1 2 Раджасекхаран, П. Т. Венкатесан Р. Духовные знания через вибрации: Пер. с англ. И. В. Петровой, 1995 — С. 94 — 95. — 131 с. ISBN 81-85457-08-5 (англ.) ISBN 5-87383-116-5 (русск.)
  45. Значение «kundala-kundalin»  (англ.). Monier Williams Sanskrit-English Dictionary. UNIVERSITÄT ZU KÖLN, INSTITUT FÜR INDOLOGIE UND TAMILISTIK. Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 26 января 2011.
  46. Sahaja Yoga — The Instrument  (англ.). Sahaja Yoga Meditation Australia. Проверено 26 января 2011.Sahaja Yoga — The Instrument
  47. Introduction to meditation by Shri Mataji
  48. Раджасекхаран, П. Т. Венкатесан Р. Духовные знания через вибрации / Пер. с англ. И. В. Петровой. 1995. — C. 77. — 131 с. ISBN 81-85457-08-5 (англ.) ISBN 5-87383-116-5 (русск.)
  49. Шри Матаджи Нирмала Деви. Сахаджа-йога / Перевод с англ. / Под ред. Т. С. Грековой. — М.: ИВФ Антал, 1992. — 64 с. — ISBN 5-85269-002-3
  50. [1] [2] [3] сайты России и Украины.
  51. Guided Meditation  (англ.). Free Meditation. Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 26 января 2011.
  52. Мудрость — это жить в настоящем. Сайт о Шри Матаджи. Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 26 января 2011.
  53. Ответ Нирмалы Шривастава на вопрос «Какова роль мысли в процессе самореализации?». Сайт о Шри Матаджи. Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 26 января 2011.
  54. ↑ 0130-7045.
  55. Сахадж медитация. Он-лайн курс. Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 26 января 2011.
  56. Skin Temperature Changes Associated With Mental Silence  (англ.). Dr Ramesh Manocha. Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 16 апреля 2011.
  57. How to: Do foot soaking  (англ.). Free Meditation. Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 26 января 2011.
  58. Meditation Guide: Role Of Prayer  (англ.). Sahaja Yoga Canada. Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 26 января 2011.
  59. Знание реальности (всемирная культура и духовность). Альманах № 1. К.: ДП «Нора-Друк», 2001 — С. 60. —  80 с.
  60. Суть и важность медитации. Сайт о Шри Матаджи. Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 26 января 2011.
  61. Шри Матаджи о Сахаджа Йоге. Сайт о Шри Матаджи. Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 26 января 2011.
  62. «Протокол Намерений по сотрудничеству в области изучения метода сахаджа-йоги в СССР»
  63. Сахаджа Йога. Live.
  64. Труды международной научной конференции «Медицина. Самопознание. Нравственность. Восток-запад», Санкт-Петербург, 1995, С. 81—82.
  65. Труды II Международной научной конференции «Мораль. Здоровье. Мир: Восток-Запад», Санкт-Петербург, 1996.
  66. Труды IX Всероссийской научно-практической конференции «Здоровье. Мир. Нравственность. Культура. Восток-Запад». Москва, 1998. С. 75—77.
  67. First Int'l Conference «Towards Sustainable Global Health», panel on consciousness develpoment. Archives. Gemini AG Association. Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 5 февраля 2011.
  68. ↑ Yoga as a complementary therapy for clinical depression ( (англ.)). Alternative and Complementary Health Practices Poster Session. APHA (November 8, 2010). — Conference. Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 25 января 2011.
  69. Global Health & Preventive Medicne'11. Preliminary Programme. Gemini AG Association. Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 5 февраля 2011.
  70. Диагностические и оздоровительные технологии восстановительной медицины. — М., 2003. — С. 271.
  71. Conférence MAPICON-2009
  72. 10.1016/S0304-3940(02)00745-0
  73. 10.1177/1359104504046155
  74. 0019-5499.
  75. 10.1016/j.acap.2009.04.002.
  76. 10.1016/S0304-3940(01)02094-8
  77. 1 2 Panjwani U., et. al. Effect of Sahaja yoga practice on stress management in patients of epilepsy // Indian J Physiol Pharmacol. — 1995. — Vol. 39. — № 2. — P. 111-116.
  78. Manocha, R., et. al. Changing Definitions of Meditation-Is there a Physiological Corollary? : Skin temperature changes of a mental silence orientated form of meditation compared to rest // J. Intl. Soc. Life Info. Sci. — 2010. — Vol. 28. — № 1. — P. 23—31.
  79. 10.1016/j.acap.2009.04.002.
  80. 10.1136/bmj.326.7398.1049
  81. The International Sahaja Yoga Research and Health Centre ( (англ.)). Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 5 февраля 2011.
  82. «Коммерсантъ деньги», 12.07.2010 — «Йоги в руки».
  83. http://www.pksacademy.com/ Shri P.K.Salve Kala Pratishthan an academy of Indian Classical Music and Fine Arts
  84. Остальные псевдоиндуистские секты. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Православие и современность. Электронная библиотека. Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 26 января 2011.
  85. Avis du Centre d'Information et d'Avis sur les Organisations Sectaires Nuisibles (C.I.A.O.S.N.) concernant Sahaja Yoga.  (фр.) (pdf). Rapport Bisannuel. C.I.A.O.S.N. (2003—2004). Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 26 января 2011.
  86. Les sectes en France (Rapport N° 2468)  (фр.). Commission D'Enquête sur les Sectes. Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 26 января 2011.
  87. Submission Regarding Belgium  (англ.). Human Rights Without Frontiers International.(недоступная ссылка) Проверено 26 января 2011.
  88. Acts of defamation against religious groups and communities of belief by Belgian federal and federated agencies  (англ.). Human Rights Without Frontiers International.(недоступная ссылка) Проверено 26 января 2011.
  89. Sahaja Yoga is geen sekte  (порт.). De Morgen (25/04/08). Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 26 января 2011.
  90. Sahaja Yoga is geen sekte  (порт.). De Standaard (20 juni 2006). Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 26 января 2011.
  91. Judith Coney. Sahaja yoga: socializing processes in a South Asian new religious movement. — Routledge, 1999. — P. 214. — 269 p. — ISBN 0700710612
  92. [4] Evening Standard — London/July 18, 2001 at the Rick A. Ross Institute.
  93. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2009 год. Право на свободу совести. Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (17 февраля 2010 года). Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 5 февраля 2011.
  94. David V. Barrett. The New Believers. — 2nd ed. — Cassell, 2001. — P. 297—298. — 560 p. — ISBN 0304355925 «Sahaja Yoga, like many other new religious movements, is involved in charitable social work, including a hospital and a cancer research centre — both using Sahaja Yoga methods for healing — a classical musical school, and a shelter for the poor in Delhi. Sahaja Yoga makes a big point of its teaching being free: — Amazingly, without any financial support from any person, Shri Mataji neither charges for Her lectures nor for Her ability to give Self Realization, nor does one have to become a member of this organization. She insists that you cannot pay for enlightenment and to-date she continues to denounce the false self-proclaimed ‘gurus’ who are more interested in the seekers’ purse than their spiritual ascent. — But in fact this is one of the major criticisms of the movement, that the often middle-class members are encouraged to make regular donations to pay for Shri Mataji’s trips around the world, and to buy her expensive properties, such as Shudy Camps Park House near Cambridge, England, in 1986 and an Italian castle in 1991. (…) Devoted member refer to her as the Divine Mother, and she has called herself Adi Shakti, Primal Mother of All; many take her advice on child-rearing, and some ask her to choose their marriage partners. This amount of influence over her followers’ lives has caused concern in several countries. Some former have said that they were expelled from the movement because they resisted Shri Mataji’s influence over their lives.»
  95. Official Response from Sahaja Yoga International to False Allegations. Sahaja Yoga International.(недоступная ссылка) Проверено 5 февраля 2011.

Литература

  • Верез Г. МАТЬ И ДУХОВНОСТЬ. Конфискованная Истина. Обретенный путь = LA MÈRE ET LA SPIRITUALITÉ. La vérité confisquée. La voie retrouvée / Пер. с французского. — К.: Издательский дом «Соборна Україна», 2001. — 174 с.
  • де Кальберматтен, Грегуар. Пришествие / Пер. с англ. Ю. В. Добровольского. — К.: «Инфопринт», 2007. — 288 с. — ISBN 996-7010-74-0
  • Раджасекхаран, П. Т. Венкатесан Р. Духовные знания через вибрации / Пер. с англ. И. В. Петровой. 1995. — 131 с. ISBN 81-85457-08-5 (англ.) ISBN 5-87383-116-5 (русск.)
  • Патанджалі. Йога Сутра. Сказання про йогу / Переклад: В. О. Хитрук. — Херсон: Айлант, 2008. — 32 с. — ISBN 966-7403-79-3
  • Srivastava, Nirmala. Meta Modern Era. — Vishwa Nirmala Dharma, 1997. — ISBN 81-86650-05-9
  • de Kalbermatten, Gregoire. The Third Advent. — New York: Daisyamerica, 2003. — P. 165. — ISBN 1-932406-07-7

Ссылки

  • http://sahajayoga.ru/  (рус.). Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 5 июля 2011.
  • http://russia-sahajayoga.ru/  (рус.). Архивировано из первоисточника 21 января 2012.
  • http://www.nirmalmata.ru/  (рус.). — Лекции Шри Матаджи. Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 8 июля 2011.
  • Sahaja Yoga Meditation  (англ.). — Международный сайт Сахаджа-йоги. Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 5 июля 2011.
  • Sahaja Yoga World Foundation  (англ.). Архивировано из первоисточника 17 февраля 2012. Проверено 5 июля 2011.
  • Основатель Сахаджа-йоги — Шри Матаджи (Нирмала Шривастава)  (рус.). Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 5 июля 2011.
  • Claes Nobel speech, Royal Albert Hall, London  (англ.). — Видеозапись речи Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 5 июля 2011.
  • Критика Сахаджа-йоги  (англ.). Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 5 июля 2011.
  • Предупреждение от бывшего участника религиозного движения Сахаджа-йога  (англ.). Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 5 июля 2011.

Tags: Сахаджа йога беларусь, сахаджа-йога новосибирск, сахаджа йога фото стоп.