Fkremlevsky.ru

Спортивный портал

Метки: Чакра 1 и 2, чакра знаний, чакра горло, чакра желудок.

Чакра (санскр. चक्र, cakra IAST, букв. «круг», «колесо», «диск») в духовных практиках индуизма — один из центров силы и сознания, расположенных во внутренних (тонких) телах человека.[1] В современном индуизме считается[1], что в теле человека чакрам соответствуют различные нервные сплетения и железы.

В духовных практиках индуизма чакры (или маховые колёса, регулирующие механизм тела) — это точки пересечения нади, по которым в теле человека протекает жизненная энергия (прана, ци)[2].

Кроме индуизма понятие чакр используется в некоторых системах буддизма и особенно Тантры и йоги, во многих современных оккультных системах, а также в специальных символических изображениях (чакра-янтры).

Также упоминание о чакрах есть и в исламе[3].

Концепция существования чакр характерна для традиционной индийской медицины и некоторых других видов альтернативной медицины, однако современные науки, в частности биология и биомедицина, полагают, что в теле человека нет физических или физиологических структур, с которыми можно было бы отождествить чакры.

Содержание

Значение

Чакра в буквальном переводе с санскрита означает «круг», «колесо» или «диск». В контексте йогических практик часто это слово переводится как «вихрь», который отображает представление о чакрах как о вихрях психической (космической, жизненной) энергии — праны. В качестве синонима слова «чакра» употребляется слово «падма» (лотос).

Разные индийские источники указывают на разное общее количество чакр у человека, но традиционно из этого общего количества выделяются семь:

  1. Муладхара (санскр. मूलाधार, mūlādhāra IAST) — крестец, основание позвоночника (копчик). Красный.
  2. Свадхистхана (санскр. स्वाधिष्ठान, svādhiṣṭhāna IAST) — точка на расстоянии трёх пальцев ниже пупка. Оранжевый.
  3. Манипура (санскр. मणिपूर, maṇipūra IAST) — район солнечного сплетения. Жёлтый.
  4. Анахата (санскр. अनाहत, anāhata IAST) — сердце. Зелёный.
  5. Вишуддха (санскр. विशुद्ध, viśuddha IAST) — горло. Голубой.
  6. Аджна (санскр. आज्ञा, ājñā IAST) — центр лба (межбровье), «третий глаз». Синий.
  7. Сахасрара (санскр. सहस्रार, sahasrāra IAST) — макушка головы. Сиреневый (фиолетовый).

В йогической традиции и ещё раньше в Упанишадах чакры связываются с системой нади (своего рода аналогом кровеносной системы, в которой циркулирует прана). Нади являются проводниками праны, тогда как чакры — центрами её концентрации и своеобразными «реле», процесс «открытия» или «очистка» которых сопровождает этапы духовного развития человека и телесного оздоровления. С чакрами тесно связана тантрическая концепция Кундалини, «пробуждение» и «подъем» которого по чакрам, от более низкой (Муладхары) к более высокой (Сахасраре) сопровождается радикальной духовной эволюцией.

Другие определения

В буддистской космологии существует понятие «чакра», отличающееся от общепринятой «энергетической» версии и связанное с очень широким символизмом, который в буддизме укладывается в идею колеса. Это, в частности, и «колесо закона» (дхарма-чакра), которое символизирует четыре истины Будды, «колесо жизни» (сансара-чакра), которая отображает цикличность процессов смерти и рождения, «колесо времени» (кала-чакра) и др.

В тибетской тантрической традиции рассматриваются пять чакр (отсутствует Сахасрара, Свадхистана и Манипура объединены в один центр), эти чакры активно используются в медитационной практике.

В так называемой «тантре левой руки» понятия чакры связано со специфическими ритуалами, которые выполняются в специальных группах, где члены группы размещаются вокруг определенного символа.

История

Схема расположения чакр

Упоминание о чакрах как о центрах для сосредоточения в духовных практиках или центрах концентрации психической энергии можно найти уже в поздних Упанишадах, в частности в Йога-таттва-упанишаде и Брахма-упанишаде, а также в некоторых Пуранах.

Достаточно детально и разнообразно концепция чакр была разработана в тантрических текстах и тесно совмещается с Кундалини и процессом её пробуждения. Впрочем, в этих текстах ещё нет устойчивости как о количестве чакр и их местонахождении, так и о соответствующем символизме.

Устоявшейся на сегодня на Западе можно считать концепцию из 6 (7) чакр, которая изложена в достаточно завершённом виде в текстах Шат-чакра-нирупана и Падука-панчака, переведённых Дж. Вудроффом в книге «Змеиная сила», опубликованной под псевдонимом Артур Авалон.

Концепции, подобные системе чакр, можно найти также в других религиозных и терапевтических традициях. В частности, в китайской медицине, можно провести определенные аналогии с некоторыми активными центрами в акупунктуре. В суфизме есть схожая концепция шести тонких центров в теле человека (латаиф). В каббале с частями тела иногда ассоциируются сефирот. В цигун энергетическими центрами являются даньтянь.

Количество лепестков на 6 чакрах равно 50, качества и способности, которые несут эти лепестки, отождествляются с дочерями Дакши.

Основные чакры

Тантрические чакры

Сахасрара
Аджна
Вишуддха
Анахата
Манипура
Свадхиштхана
Муладхара


Бинду

Ниже приведена сравнительная таблица основных чакр:

Чакра Основные функции Цвет Ассоциация со стихиями Соответствующий музыкальный тон
Муладхара
mūlādhāra, मूलाधार
инстинкт сохранения жизни, все виды агрессии и негативных реакций, выживание, безопасность, здоровье, инстинкт продолжения рода; корень энергии Кундалини. тёмно-коричневый, красный, серый, бордовый, вишневый земля До
Свадхиштхана
svādhiṣṭhāna, स्वाधिष्ठान
эмоции, сексуальная энергия, жизнерадостность, спонтанность, желания, удовольствия оранжевый, алый, розовый, сиреневый вода Ре
Манипура
maṇipūra, मणिपूर
власть, контроль, свобода, карьера, уверенность, проницательность, ум жёлтый огонь Ми
Анахата
anāhata, अनाहत
преданность, любовь, сострадание, эмпатия, радость, доброта зелёный, бирюзовый, голубой воздух Фа
Вишуддха
viśuddha, विशुद्ध
общение, самовыражение, творческий потенциал, гармония, "внутренний голос правды" индиго эфир Соль
Аджна
(Третий глаз)
ājñā, आज्ञा
интуиция, умственное функционирование, высший уровень осознания, экстрасенсорные способности аметистовый свет Ля
Сахасрара
sahasrāra, सहस्रार
подсоединение к космосу, полное освобождение, нирвана (в буддизме) фиолетовый; возможно, принимает на себя цвет доминирующей чакры непроявленная стихия — Пуруша — высшее сознание — металл Си

Муладхара

Муладхара чакра с биджа-мантрами.

санскр. मूलाधार mūlādhāra IAST: mūla — корень, основа; adhāra — фундамент, базис, опора — первая красная чакра энергетического потенциала (кундалини), расположенная в области промежности рядом с половыми органами. Считается, что из Муладхары отходят самые главные нади: Сушумна (проходящая через другие чакры), Ида и Пингала.

Символически обозначается в виде тёмно-красного лотоса с четырьмя лепестками и санскритскими буквами vaṃ, śaṃ, ṣaṃ, saṃ на них . В центре лотоса — желтый квадрат, эмблема элемента «земля», в который вписан треугольник с вершиной, направленной вниз, символ Кама-йони. В центре треугольника — лингам (сваямбхулингам, лингам как таковой, или дхумралингам — дымчатый лингам), который обвивает в три с половиной оборота спящий змей-Кундалини. Иногда здесь также изображают слона с семью хоботами, как символ силы и прочности.

Внутри янтры можно видеть букву биджа (семенной)-мантра laṃ.

Муладхара ассоциируется с инертным, суетным миром в его самых низких проявлениях (самосохранение и комфорт).

Муладхара отвечает за выживание, блокируется чувством страха.

По иным источникам Муладхара являет собой волю к жизни, желание жить. В традиционной индийской литературе эта чакра именуется корневой, поскольку с неё начинается рост сознания

В физическом теле отвечает за регенеративные процессы и иммунную систему.

Другие названия

  • В Тантрах: Адхара, Брахмападма, Бхумичакра, Чатурдала, Чатухпатра, Мулачакра, Мулападма
  • В Упанишадах: Адхара, Брахма, Мулаканда
  • В Пуранах: Адхара

Свадхиштхана

Свадхиштхана чакра с биджами

санскр. स्वाधिष्ठान svādhiṣṭhāna:sva — собственный; adhiṣṭhāna — жильё; буквально — «собственное жильё». Эту чакру также называют джаламандала (джала — вода; свадхистхану связывают с этой стихией) или медхрадхара (медхра — пенис).

Чакра находится приблизительно между верхним краем лобковой кости и пупком (в китайской традиции соответствует нижнему даньтянь, или ся даньтянь).

Свадхиштхана-янтра изображается в виде лотоса с шестью лепестками светло-красного цвета. В лотос вписаны санскритские буквы baṃ, bhaṃ, maṃ, yaṃ, raṃ и laṃ. В середине лотоса — белый полумесяц, мистически сопоставленный с Варуной и стихией воды. Варуна изображается верхом на белом крокодиле Макара. Биджа (семенная)-мантра этой чакры — vaṃ. На некоторых янтрах можно видеть также бога Вишну в объятие со свирепой Чакини-Шакти.

Эта чакра ассоциируется с мотивами получения материальных удовольствий, таких как еда, секс, алкоголь и тому подобное. Тогда как на уровне муладхара-чакры человек обеспокоен своей безопасностью в мире, созданием элементарного комфорта существования, то на уровне свадхистхани мир и все вещи в нём рассматриваются ею как источник тех или других материальных удовольствий. Уровень свадхистхани также соотносят с активизацией самскар, подсознательных и несознательных желаний.

Свадхиштхана отвечает за жизнерадостность, блокируется чувством вины.

По иным источникам Свадхиштхана являет собой центр, через который идут потоки половой энергии. Но помимо половой функции эта чакра ориентирована на творческую самореализацию, на переработку половой энергии в энергию творчества.

В физическом теле отвечает за скорость обменных процессов и движение «жидкостей».

Другие названия

  • В Тантрах: Адхистхана, Бхима, Шатпатра, Скаддалападма, Свадхиштхана, Вари
  • В Упанишадах: Медхра, Свадхиштхана
  • В Пуранах: Свадхиштхана

Манипура

Манипура чакра с биджами

санскр. मणिपूर maṇipūra IAST: мани — драгоценность; пур — город — пупочная чакра власти, богатства, интеллекта и силы воли. Принято считать, что манипура проецируется в ту область физического тела, где находится солнечное сплетение.

Манипура изображается в виде или ярко-желтого лотоса с десятью лепестками. На лепестках санскритские буквы Дам, Дхам, Нам, Там, Тхам, Дам, Дхам, Нам, Пам, Пхам. В центре лотоса — красный треугольник со свастиками, в середине которого — красный Рудра на быке (или баране-Агни) вместе с Лакини-Шакти «чья грудь красна от крови, которая течет изо рта». Стихия, ассоциируемая с этой чакрой, — огонь. Биджа-мантра этой чакры — буква Рам.

На уровне духовной эволюции Манипура-чакры человека начинают интересовать такие вопросы, как смысл жизни, её место в общей схеме бытия. В тантрических традициях считается, что когда Кундалини достигает этой чакры, начинается настоящая духовная эволюция.

Манипура отвечает за интеллект, блокируется чувством гнева.

В физическом теле отвечает за пищеварительную систему.

Анахата

санскр. अनाहत anāhata IAST — неприкосновенный, не испытавший удара, божественный звук — сердечная чакра любви.

Чакра расположена в центре грудины (в китайской традиции соответствует среднему даньтянь, или чжун даньтянь).

Анахата-чакра изображается в виде зелёного (или золотого) лотоса с двенадцатью лепестками и буквами на них: Кам, Кхам, Гам, Гхам, Нам, Чам, Чхам, Джам, Джхам, Джнам, Там, Тхам. В середине его — два перекрещенных треугольника. Треугольник с вершиной вверх символизирует духовный путь развития (Шиву), а треугольник с вершиной, которая направлена вниз, — путь материального упадка (Шакти). Перекрещенные треугольники символизируют «среднюю точку» духовного развития. В центре изображен сияющий баналингам. Над ним — Ишвара с красной Какини Шакти «в гирлянде из человеческих костей, чье сердце смягчается питьем нектара». Биджа-мантра Анахати — буква Йам. На рисунках часто можно видеть и белую антилопу, символ стихии этой чакры — воздух.

Анахата отвечает за любовь, блокируется чувством скорби.

В физическом теле отвечает за кровеносную систему.

Вишуддха

санскр. विशुद्ध viśuddha IAST — очистка — горловая чакра гармонии.

Чакра изображается в виде шестнадцатилепесткового лотоса с буквами Ам, Ам (с придыханием), Амх, Аам, Им, Иим, Ум, Уум, Рим, Риим, Лрим, Лриим, Эм, Аим, Ом, Аум

В центре лотоса — капля нектара, который стекает в вишуддхи из бинду. В капле написана биджа-мантра Хам. Под ней — Акаша в белых одеждах на белом слоне. Считается, что божественный нектар стекает к Вишуддхи-чакре с места, расположенного немного выше и названного Бинду (санскр. बिन्द bindu IAST). Этот символический нектар олицетворяет истину, сатчиананду, и образуется в Сахасраре.

Это центр, где Шива поглощает нектар и яд. Значит, что все эмоции, как хорошие, так и плохие, рассматриваются уже как проявления одного целого.

Лалана-чакра — это второстепенная чакра, тесно связанная с Бинду и Вишуддхи-чакрой. Она локализуется в позвоночнике на уровне основания языка. После того как нектар оставляет Бинду и перед тем как достичь Вишуддхи, он сохраняется в Лалана-чакры. В этой чакре нектар или становится ядом, или становится блаженством, в зависимости от того, насколько пробуждённые и активные Лалана- и Вишуддха-чакры.

Вишуддха отвечает за правду, блокируется ложью. Её также называют волевой чакрой.

По другим источникам Вишудха является чакрой чистоты и коммуникации, общения.

В физическом теле отвечает за слух и дыхание.

Кристаллы: целестин, аквамарин, хризопраз.

Аджна (Третий глаз)

Аджна-чакра

санскр. आज्ञा ājnā IAST — приказ, команда — межбровная чакра бесстрастия и сверхъестественных способностей (ясновидение, гипноз) (в китайской традиции соответствует верхнему даньтянь, или шан даньтянь). В Аджна-чакре опять сходятся три главные нади — Сушумна, Ида и Пингала.

Эта чакра изображается в виде двухлепесткового лотоса, на одном из лепестков которого — Солнце, на другом — Луна, да ещё и буквы хам и кшам, 49 и 50 в общем отсчете изображенных на лепестках всех 6 чакр вместе взятых, что составляет полный санскритский алфавит. В лотосе содержится белый треугольник вершиной книзу — символ ионе, а внутри треугольника — черный (по другим традициям белый) лингам — итаралингам («ещё один, отличный, другой»). Биджа-мантра этой чакры — Аум. Аджна связана с межбровным центром, который традиционно называют бхрумадхья (от бхру — брови и мадхья — центр) с помощью особенной нади, — маханади. Эти два центра чрезвычайно важны в медитативных практиках, и в принципе их можно считать одними целыми — «третьим глазом».

Пробуждение «третьего глаза» — Аджна-чакры — мотив чрезвычайно популярный в огромном количестве религиозных и психологических традиций, и соответствующие методики находят широкое отображение в соответствующей литературе. В частности, статуи Будды часто делают с драгоценным камнем в области межбровного центра. Этот центр так или иначе обозначен и у многих божеств индуизма (и не только) и мифических героев.

Аджна-чакру (и вообще «третий глаз» независимо от любого дополнительного символизма) очень часто связывают с шишковидной железой (эпифизом, пинеальной железой) — особенной железой размером с горошину (около 8 мм у человека), которая находится между большими полушариями мозга напротив места межбровного центра. Шишковидная железа имеет ганглиозную связь с сетчаткой. Согласно современным научным представлениям, она служит для выработки гормона мелатонин, участвующего в регуляции циркадных ритмов. Впрочем, разнообразные эзотерические практики предлагают разные методики «пробуждения шишковидной железы» как непосредственное условие к выявлению у человека чрезвычайных психических возможностей, в первую очередь, ясновидения.

Аджна отвечает за озарение, блокируется иллюзией.

По дополнительным источникам, человек открывающий Аджну становится обладателем идеального баланса интеллекта и интуиции.

В физическом теле отвечает за нервную систему.

Сахасрара

санскр. सहस्रार sahasrāra IAST — тысяча. Она изображается в виде лотоса с тысячей лепестков, на которых — все возможные артикуляции санскритского алфавита из 50 букв (50 × 20), хотя, вероятно, это лишь метафора для обозначения в действительности бесконечного количества её лепестков. Внутри лотоса изображают полную Луну, которая заключает в себе треугольник. Символично здесь достигается полное слияние Шивы и Шакти, конечная цель духовной эволюции Души в телесной оболочке; здесь Кундалини заканчивает свой путь, пройдя сквозь все шесть чакр.

Существуют также разногласия в трактовках Сахасрары. Согласно общепринятой версии, Сахасрара активизируется, когда достигают своего максимума остальные шесть чакр. В этом случае она чаще всего проявляется белым цветом, содержащим в себе все цвета спектра. Её основной функцией является единение сверхсознания Души с Высшим Сознанием. Мнение, согласно которому Сахасрара-чакра может достичь максимума развития независимо от остальных, а её полное раскрытие усиливает некие способности к власти и созиданию, противоречит мнению о её высшей духовной функции. Слабая активность чакры Сахасрара чаще проявляется в виде фиолетового свечения, которое изменяет цвет Аджна-чакры на синий, а Вишуддха чакры на голубой.

Сахасрара отражает связь Души с высшим разумом, астральным и Духовным сознанием, блокируется низшими духовными сущностями, связывающими Душу с земными привязанностями, страстями и желаниями.

В физическом теле управляет разумом, высшими психическими функциями.


Другие чакры

Некоторые источники вспоминают и о других, «второстепенных» чакрах. Среди важнейших из них следует вспомнить как Лалана-чакру и Бинду, так и, например, Манас-чакру и Сома-чакру, которые помещаются возле Аджна-чакры, Йоништхану, которая находится близ Муладхары и др.

Также рассматривают еще пять так называемых «непроявленных» чакр, не имеющих своего местоположения в физическом теле и находящихся «выше» Сахасрары по уровню своего духовного развития. Они являются центрами, объединяющими в себе Сознание Земли (и всех её обитателей), Сознания всех планет Солнечной системы (включая Сознание Солнца) и т. д. Отдельные школы медитации и тантры, древние и современные, могут рассматривать свои системы чакр, включая в неё малые центры, иногда их количество доходит до десятков.

Примечания

  1. 1 2 Садгуру Шивайя Субрамуниясвами. Танец с Шивой. Современный катехизис индуизма. Пер. с англ.. — К.: София, 2001. — С. 800. — ISBN 5-220-00456-5, 5-344-00083-9
  2. Б. К. С. Айенгар. Прояснение Пранаямы. Пранаяма Дипика = Light on Pranayama: Pranayama Dipika. — М.: Институт Йоги Патанджали, 2002. — P. 368. — 5000 экз. — ISBN 1-87261-006-8, 5-94071-001-8, 1-85538-242-3
  3. Йога и ислам

Ссылки

  • Йога. Бессмертие и свобода. — К.: София, 2000.
  • Артур Авалон. Змеиная сила. — К.: София, 2000.
  • Свами Сатьянанда Сарасвати. Древние тантрические практики йоги и крийи. — М.: Изд-во К. Кравчука, 2004. — Т. 2, 3.

Tags: Чакра 1 и 2, чакра знаний, чакра горло, чакра желудок.