Fkremlevsky.ru

Спортивный портал

Чанакья (санскр. चाणक्य Cāṇakya) (около 370—283 гг. до н. э.), известный также под именами Каутилья, Вишнугупта и Ватсьяяна — знаменитый в индийской истории брахман, игравший главную роль в возведении Чандрагупты на престол царства Магадха (321 до н. э.) и в уничтожении прежней династии — Нанда (317 до н. э.). Он выдавался своей хитростью и тонким политическим умом, и сравнивается историками Индии с Макиавелли, труды которого увидят свет лишь 1800 лет спустя. Его перу приписывают трактат о политике и нравственности, известный под заглавием Чанакья-сутра, а также трактат Чанакья-раджанитишастра. Также под именами Каутилья и Вишнугупта, является автором политического трактата «Артхашастра»[1], что в переводе с санскрита значит «Наука о пользе». Данная работа оформлялась на протяжении IV века до нашей эры. И являлась первой в мире книгой в которой были сформулированы основные принципы деятельности спецслужб. Чанакья считается пионером в области экономики и политической науки, его основной труд мыслится как важный предшественник классической экономики.[2][3][4][5] Чанакья был учителем в древнем образовательном центре Таксила, а также ответственным за создание единой империи Маурьев, первой в своем роде на Индийском субконтиненте. Его произведения были утрачены на закате существования государства Гуптов, и не находились до 1915 года.

Чанакья является главным действующим лицом в известной драме Вишакхадатты — «Мудраракшаса».

Содержание

Содержание литературных трудов

Книга Чанакьи Артхашастра подробно рассматривает вопросы денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, социальное обеспечение, международные отношения и военные стратегии. Другая работа Нити-шастра (Наставления в этике) представляет собой трактат об идеальном образе жизни, и показывает глубокое знание автором индийского образа жизни. Чанакья также разработаны афоризмы Нити-сутры (или Чанакья-сутра), которые рассказывают людям о правильном поведении. Из известных 455 сутр, около 216 относятся к «Чанакья-раджанитишастра» (что нельзя делать при правлении царством). Очевидно, Чанакья использовал эти сутры для наставления молодого Чандрагупты и других избранных учеников в искусстве государственного управления.

Он был очень образованным человеком, также сведущим в ведической астрологии. Мысли Чанакьи о ведической астрологии можно найти в тексте, названном Саравали.

Легенды о Чанакье

Серебряная монета Империи Маурьев, с символами колеса и слона (III столетие до н. э.)

Историк Томас Траутман перечисляет следующие элементы, общие для различных вариантов легенд о Чанакье:[6]

  • Чанакья родился с полным набором зубов, в знак того, что он станет верховным правителем, но это не пристало рождённому в касте браминов. Поэтому ему вырвали зубы, после чего было возвещено, что Чанакья будет царствовать посредством другого.
  • Свергнутый впоследствии царь из династии Нанда исключил Чанакью из числа своих приближённых, спровоцировав того дать клятву о мести.
  • Чанакья ищет достойного кандидата, чтобы проводить через него свою политику. На этом пути он встречает молодого Чандрагупту Маурья, который даже будучи ребёнком проявляет качества прирожденного лидера.
  • Первоначальная попытка Чанакьи к свержению династии Нанда терпит неудачу, после чего он встречает мать, которая бранит своего ребёнка, который обжёгся кашей, зачерпнутой в середине миски, а не с её края, где каша не такая горячая. Чанакья понимает в чём была его изначальная стратегическая ошибка и, вместо того, чтобы нападать на центральные части территории, подконтрольной династии Нанда, начинает постепенно отрывать от неё окраины.
  • Чанакья разорвал союз с горным царём Парватой из-за его упрямства и несоблюдения им соглашения по совместным действиям двух союзнических сторон.
  • Чанакья прибегает к услугам фанатичного ткача, чтобы избавиться от мятежников.
  • Чанакья добавляет яд в пищу воцарившегося Чандрагупты, чтобы сделать того неуязвимым для отравителей.[7] Не знающий о том, Чандрагупта подаёт часть отравленной еды царице, которая находится на девятом месяце беременности. Для того, чтобы спасти будущего наследника престола, Чанакья рассекает царицу и извлекает плод. Царевича, рождённого таким способом, нарекают Биндусара.[8]
  • Политическое соперничество Чанакьи с Субандху приводит к его смерти.

Чанакья являлся проницательным наблюдателем за природой. Однажды воинам Маурьев пришлось скрыться в пещере, где не было никакой пищи. Выйти из пещеры они не могли, поскольку это угрожало их жизни. Тогда Чанакья увидел что муравей нёс рисовое зернышко, хотя нигде поблизости не было никакого риса. Помимо того, зёрнышко было сварено. Чанакья послал разведать, и нашли, что их враги сошлись обедать под пещерой. Получив известие об этом, воины выбрались из пешеры и бежали, быв таким образом спасены.

Литература

  • Бонгард-Левин Г. М. Индийский брахман Чанакья в античной традиции // Вестник древней истории. 1982. № 1. С. 13-26.
  • Вигасин А. А. «Устав о рабах» в «Артхашастре» Каутильи // Вестник древней истории. 1976. № 4. С. 3-19.
  • Лелюхин Д. Н. Государство, администрация, политика в Артхашастре Каутильи // Вестник древней истории.1993. № 2. С. 4-25.
  • Burrow T. Canakya and Kautalya // Annals Bhandarkar Oriental Research Institute, Poona. 1968. 48-49. P. 17-31.
  • Goyal S. R. Kautiliya and Megasthenes. Meerut, 1985.

Примечания

  1. 10.2307/597102. ISSN 0003-0279.
  2. L. K. Jha, K. N. Jha (1998). «Chanakya: the pioneer economist of the world», International Journal of Social Economics 25 (2-4), p. 267—282.
  3. Kauṭilya’s Arthashastra: A neglected precursor to classical economics. Indian Economic Review, Vol. XXXI, No. 1, pp. 101—108.
  4. A Western perspective of Kauṭilya’s Arthasastra: does it provide a basis for economic science? Economic Theory, Applications and Issues Working Paper No. 18. Brisbane: School of Economics, The University of Queensland.
  5. Sihag, B.S. 2007. Kauṭilya on institutions, governance, knowledge, ethics and prosperity. Humanomics 23 (1): 5-28.
  6. Trautmann: «The Chāṇakya-Chandragupt-Kathā», 1971
  7. Bibliotheca Indica, Volume 96, Issue 5. Asiatic Society (Calcutta, India). Baptist Mission Press, 1891.
  8. Jainism in South India by P. M. Joseph. International School of Dravidian Linguistics, 1997. ISBN 978-81-85692-23-4.

Ссылки