Fkremlevsky.ru

Спортивный портал

Метки: Шри ауробиндо эрик, шри ауробиндо путешествие сознания, шри ауробиндо человеческий цикл читать онлайн, шри ауробиндо или путешествие сознания скачать.

Шри Ауробиндо
англ. Sri Aurobindo Ghose

1920
Дата рождения:

15 августа 1872(1872-08-15)

Место рождения:

Калькутта, Британская Индия

Дата смерти:

5 декабря 1950(1950-12-05) (78 лет)

Место смерти:

Пондишери, Французская Индия

Направление:

йога, индийская философия

Статья из раздела
Философия индуизма

Школы

Санкхья · Йога · Ньяя · Вайшешика · Миманса · Веданта
(Адвайта · Вишишта-адвайта · Двайта · Ачинтья-бхеда-абхеда)

Философы и мыслители

Древние
Вальмики · Капила · Патанджали · Гаутама · Канада · Джаймини · Вьяса · Маркандея · Яджнавалкья
Средневековые
Шанкара · Рамануджа · Мадхва · Нимбарка · Вишнусвами · Валлабха · Анандавардхана · Абхинавагупта · Мадхусудана · Намдев · Тукарам · Тулсидас · Кабир · Васугупта · Чайтанья
Современные
Ганди · Радхакришнан · Вивекананда · Рамана Махарши · Ауробиндо · Шивананда · Кумарасвами · Прабхупада · Анандамурти

Портал «Индуизм»

п·о·р

Шри Ауробиндо Гхош (англ. Sri Aurobindo Ghose, произносится, а также часто пишется, Ghosh, бенгали শ্রী অরবিন্দ Шри Оробиндо, санскр. श्री अरविन्द Шри Аравинда), (18721950) — индийский философ, поэт, революционер и организатор национально-освободительного движения Индии, йогин, гуру и основоположник интегральной йоги.

Содержание

Шри Ауробиндо

Ранние годы

Шри Ауробиндо родился в Калькутте 15 августа 1872. Его отец, доктор Кришна Дхан Гхош, был окружным хирургом Рангапура в Бенгалии. Его мать, Сварналата Деви, была дочерью деятеля движения религиозно-реформаторского общества Брахмо-самадж, Раджнараяна Басу. Имя «Aurobindo» — санскритского происхождения, «अरविन्द» (aravinda), по-санскритски произносится «арави́нда» и означает «лотос». Будучи в Англии, Ауробиндо писал своё имя как «Aravinda», в Бароде — «Aravind» или «Arvind», а переехав в Бенгалию — «Aurobindo» (английское буквосочетание «au» произносится исключительно «о»). Бенгальская фамилия «Ghose» произносится — и по-английски обычно и пишется — «Ghosh» (произн. «Гош»); в английских академических источниках имя Шри Ауробиндо часто встречается в виде «Arabindo Ghosh». С рождения ему было дано и второе имя, английское, Акройд (Akroyd). Вместе с двумя своими братьями он воспитывался в духе английской культуры. В пять лет начал посещать ирландскую монастырскую школу в Дарджилинге (Darjeeling). Двумя годами позже (в 1879) был отправлен в Англию, где к двадцати годам завершил свое образование в Королевском колледже Кембриджа. Получив западное образование и вернувшись в Индию (в 1893), Шри Ауробиндо посвящает себя самостоятельному изучению санскрита, современных индийских языков, философских систем и древних священных книг Индии — Упанишад, Бхагавад Гиты, Рамаяны, Вед.

В течение последующих 13 лет Шри Ауробиндо занимает различные посты в администрации города Бароды (Baroda) (сейчас Вадодара), преподает английскую и французскую литературу в местном университете, а в 1906 году переезжает в Калькутту, где становится ректором Национального колледжа. С первых дней пребывания в Индии Шри Ауробиндо непрестанно следит за политической ситуацией в стране. После вспышки волнения против разделения Бенгалии в 1905 году Шри Ауробиндо открыто присоединяется к национально-освободительному движению. В течение восьми лет (19021910) активно участвует в политической жизни страны, что дважды приводит его к арестам с последующим оправданием.

Новое направление опыта

В 1907 году Бариндранатх Гхош, младший брат Ауробиндо, познакомил его в Бароде с йогом из Махараштры Вишну Бхаскарой Леле. В течение нескольких лет Ауробиндо уже занимался йогой, а эта встреча, получение от Леле соответствующих наставлений и последующее трёхдневное уединение, способствовали его первому значительному духовному опыту, называемому нирваной — состоянию полного умственного безмолвия, без какой бы то ни было мысли или умственной деятельности. Во время своего второго ареста и пребывания в Алипорской центральной тюрьме в Калькутте (1908—1909) Шри Ауробиндо испытал духовное озарение, которое положило начало новому этапу его жизни. В тюрьме у Ауробиндо был ряд мистических переживаний. В своих письмах он упоминает, что когда он ожидал суда в тюрьме, в течение двух недель его посещал дух Сва́ми Вивека́нанды и говорил о высших уровнях сознания, ведущих к сверхразуму. Шри Ауробиндо позже рассказывал, что во время заключения он видел всё — заключённых, тюремщиков, полицейских, тюремные решётки, деревья, судью, адвокатов — как различные формы единой божественности, Кришны. В 1910 году Ауробиндо уходит из активной политической и общественной жизни и сосредотачивает свои силы на духовной работе. Этой деятельностью было исследование уровней сознания, лежащих за пределами обычного человеческого разума, и подготовка сознательного эволюционного изменения природы человека. Он переселяется в Пондишерри, французскую колонию на юге Индии, чтобы начать интенсивные занятия йогой.

Основные даты

Годы и события

187215 августа день рождения Шри Ауробиндо.
1884 — Переезд в Англию.
1893 — Возвращение в Индию.
1900 — Начало национал-освободительной революционной деятельности.
1904 — Обращение к йоге, чтобы использовать духовную силу для осуществления политических идей.
1908 — Встреча с Вишну Бхаскар Леле. Первое фундаментальное духовное переживание — переживание Безмолвного Брахмана (Нирваны).
1908 — Арест по Делу о «Банде Матарам».
1909 — Оправдание и освобождение из Алипорской тюрьмы.
1910 — Переезд в Пондичерри.
1914 — 29 марта. Первая встреча Шри Ауробиндо и Матери: Мирра и Поль Ришар приехали в Пондичерри.
1914 — 15 августа. Первый выпуск «Арьи».
1921 — 15 января. Последний выпуск «Арьи».
1922 — Мать берет на себя обязанности по управлению домом Шри Ауробиндо.
1926 — 24 ноября. Четвёртая фундаментальная реализация. Нисхождение Кришны, Божества Надразума, в физическое.
1928 — 15 февраля. Встреча с Рабиндранатом Тагором.
1934 — В Ашраме Шри Ауробиндо — 150 учеников.
1942 — В Ашраме Шри Ауробиндо — 350 учеников.
1943 — 2 декабря. Открытие школы в Ашраме, которая позднее станет Международным центром образования.
1947 — 15 августа. Освобождение Индии. Послание Шри Ауробиндо по всеиндийскому радио.
1950 — Медаль «За мир и культуру Азиатского общества».
1950 — 5 декабря, 01:26. Смерть.

Сподвижники и последователи

Мирра Альфасса (Мать)

После ухода из жизни Шри Ауробиндо в 1950 году его работу продолжила его сподвижница Мирра Альфасса (18781973), известная также под культовым именем Мать (La Mère (франц.), The Mother (англ.)).

Мирра Альфасса (впоследствии Мирра Ришар, а после образования Ашрама — Мать) родилась в Париже 21 февраля 1878 года. Как и Шри Ауробиндо, она обладала мощными супраментальными способностями и задолго до встречи с ним испытала несколько сильных психических переживаний, которые положили начало её индивидуальной трансформации. 29 марта 1914 года она встречается со Шри Ауробиндо и решает приехать в Пондичерри, для того, чтобы посвятить свою жизнь совместной духовной работе. В течение семи лет (19141921) Шри Ауробиндо и Мать вместе готовят и выпускают журнал «Арья». В 1922 году Мать берет на себя обязанности по управлению домом Шри Ауробиндо, а 1926 году, когда Шри Ауробиндо ушёл в полное уединение, Мать взяла на себя все заботы, связанные с деятельностью Ашрама.

Шри Ауробиндо писал: «Сознание Матери и моё сознание — это одно и то же». Символично то, что в результате этой встречи Шри Ауробиндо и Матери был достигнут живой синтез между Востоком и Западом, который является одной из целей учения Шри Ауробиндо.

Гупта, Нолини Канта

Гупта, Нолини Канта — индийский революционер, филолог, учёный, литературный критик, поэт, философ и мистик. Один из самых выдающихся последователей Шри Ауробиндо.

Сатпрем

Сатпрем — французский писатель, путешественник, йогин, известный прежде всего как последователь интегральной йоги Шри Ауробиндо и Матери (Мирра Альфасса), а также как писатель, наиболее полно (после самих Шри Ауробиндо и Матери) раскрывший в своих книгах суть работы и учения Шри Ауробиндо и Матери.

Шри Чинмой

Шри Чинмой — религиозный и общественный деятель, создатель и руководитель религиозной организации «Церковь Центр Шри Чинмоя»

Шри Ауробиндо в индийской философии

Вклад в Веданту

В своей концепции «интегральной веданты» Шри Ауробиндо стремился к синтезу традиций индийской и европейской мысли. Это выразилось в его полемике с двумя полярными позициями — философией «аскетического» спиритуализма Адвайта Веданты и материализмом западной философии. Шри Ауробиндо работал над созданием новой интегральной философии, которая вобрала бы в себя лучшее от первой и второй, избавившись при этом от их слабых сторон. В основе этой новой философии должен быть принцип, из которого можно было бы вывести всё качественное многообразие мира. Эта философия должна показать связь Духа и Материи, не пытаясь отрицать реальность обоих, и при этом она должна быть избавлена от дуализма при объяснении вселенной. Она должна объяснить поступательный процесс мировой эволюции, её законы, место и назначение человека в этом процессе.

Решение проблемы дуализма в объяснении Вселенной

  • Полемизируя с теорией Ади Шанкары, Шри Ауробиндо отмечает, что Адвайта Веданта не смогла добиться главной цели своей философии — дать монистическое понимание мира («адвайта» — «недвойственность»). Неизбежно стремясь преодолеть отрыв сущности от явления, Адвайта вынуждена была признать наличие двух сущностей: вечного, реально существующего Брахмана (Абсолют), и иллюзорную, творящую вселенную, майя.
  • Преодолевая дуализм Адвайта Веданты (Брахман — майя), Шри Ауробиндо наделяет майю реальной силой. Это сила Брахмана, которая делает возможным Его самопроявление, самоограничение и самопоглощение, которые проявляются на разных этапах создания вселенной.
  • Он преодолевает характерный для философии Адвайты метафизический отрыв явления от сущности посредством учения о совпадении противоположностей в Абсолюте: определённого и неопределённого, единого и множественного, неподвижного и изменчивого, бесформенного и обладающего формой, бескачественного и качественного, конечного и бесконечного бытия. В качестве истоков он ссылается на идеи Гераклита, а также «Иша-Упанишады» и «Бхагавад Гиты». Такое совпадение противоположностей делает новую философию Шри Ауробиндо свободной от противопоставления сущности и явления при объяснении мира.
  • Синтез идеализма и материализма в философии Шри Ауробиндо даёт совпадение духовного и материального начал в Абсолюте. Однако духовное начало оказывается все же «сильнее», так как оно способно к самостоятельному существованию, в то время как материальное может существовать лишь в качестве противоположности духовному в качестве его проявления.

Решение проблемы единства и многообразия

  • Шри Ауробиндо критикует идею майа вада Адвайты Веданты, и решает проблему связи между невыразимым единым Брахманом и миром множественности, помещая между ними переходную ипостась — Сверхразум. Сверхразум в философии Шри Ауробиндо — это активный принцип, это Единый Разум, в котором наши индивидуальные сознания и тела предстают как манифестация множественности — являют множество маленьких частиц.

Новое понимание Эволюции

  • Одним из самых выдающихся новшеств, привнесённых Шри Ауробиндо в философскую мысль Веданты, является новое изложение концепции космической и человеческой эволюции. Философия Санхьи изложила свою теорию эволюции несколькими веками ранее, однако Ауробиндо отверг материалистические представления об эволюции в философии Санхьи и Дарвина и развил концепцию интегральной эволюции духа и материи, основанную на нисхождении Божественной силы в Материю и последующей трансформации Материи.
  • Согласно эволюционной теории Шри Ауробиндо человечество как форма существования не является конечным пунктом эволюционной иерархии, но, посредством интеграции с Божественным, может быть вовлечено в последующее духовное существование, преодолевающее существующие материальные ограничения, выходящее за пределы неведения к состоянию Супраментального существования. Это состояние, согласно Шри Ауробиндо, станет Божественной жизнью на земле, которой будет сопутствовать знание, истина, а также субстанция и энергия Супраментального сознания.

Основные положения Интегральной йоги

Интегральная йога как путь трансформации сознания

Интегральная йога

Истоки:

Основатели:

Книги:

  • Синтез Йоги, Жизнь Божественная,
  • Человеческий цикл, Савитри,
  • Письма о Йоге,
  • Основы Индийской Культуры.

Ключевые понятия:

  • Активная медитация, Безмолвие разума,
  • Единство, Интегральная йога,
  • Интегральная личность, Сверхсознательное,
  • Супраментальное сознание, Трансформация

Культовые строения:

Сообщества:

Последователи:

Журналы и электронные издания:

«Арья»

Духовный опыт Шри Ауробиндо синтезирован в его многогранной философской системе Интегральной йоги, целью которой является не только освобождение человеческого сознания, но также глубокая трансформация самой природы человека.

Шри Ауробиндо начал свою практику йоги в 1904 году. Собрав основные элементы духовного опыта, полученные разными путями, которым до настоящего времени следуют в Индии, он продолжил поиск более интегрального пути, объединяющего и гармонизирующего два полюса существования — Дух и Материю. Большинство традиционных систем йоги предлагают путь реализации Духовного существования через уход от материальной физической жизни; восхождение Шри Ауробиндо к Духу имеет целью трансформацию самой человеческой природы через привнесение света и сознания в Материю. Согласно Интегральной йоге, настоящее существование человека в материальном мире является жизнью в невежестве и бессознательности, но даже в её темноте и незнании существует присутствие Божественного. Созданный материальный мир — это не ошибка, которую нужно отвергнуть душой, устремлённой к небесам или Нирване, но важнейший эволюционный уровень, делающий возможным последующее развитие духа. Духовная работа в материальном мире является тем ключом, с помощью которого должно быть открыто растущее Божественное Сознание в Материи.

Общепринято воспринимать человеческий ум как самый высокий уровень, достигнутый на современном эволюционном этапе развития природы. Согласно Интегральной йоге, ум — это не конечная точка развития сознания. Существуют планы сознания выше и ниже человеческого уровня — это супраментальный и субментальный планы. Однако человеческий ум не имеет с ними контакта и не может охватить всех возможных диапазонов сознания, точно так же как человеческое зрение не может охватить все цветовые оттенки, а человеческий слух — все уровни звука. Последующая эволюция человека заключается именно в том, чтобы стать сознательным существом на всех уровнях и планах существования. Реализация этой эволюции является главной целью Йоги Шри Ауробиндо.

Интегральная йога подчёркивает индивидуальность каждого человеческого сознания и не ограничивает практикующих каким-либо определённым набором правил для реализации йогического опыта, давая лишь основные направления и разъясняя основные трудности пути. Йогическое устремление через работу, медитацию, любовь, преданность и открытость Божественному сознанию, согласно опыту Шри Ауробиндо, является движущей силой для преобразования сознания и трансформации человеческой природы.

Библиография

С 1914 года Шри Ауробиндо начинает публикацию своих работ в ежемесячном философском обозрении «Арья» (19141921). Его литературное наследие насчитывает 35 томов, среди которых мировоззренческие труды, обширная переписка с учениками, множество стихов, пьес и грандиозная эпическая поэма «Савитри», которую он создавал в течение последних тридцати пяти лет жизни и которая явилась действенным воплощением его многогранного духовного опыта.

Основные философские труды Шри Ауробиндо:
Синтез йоги. М.: Алетейя, 1992 г. — ISBN 5-88596-003-8. М.: Академический проект, 2010. — ISBN 978-5-8291-1245-7.
Савитри. Издательство: Издательство Чернышева, 1993 г. ISBN 5-85555-012-5
Основы Индийской Культуры. Издательство: Адити, 1998 г. ISBN 5-7938-0007-7
Человеческий Цикл. Издательство: Роза Мира, 1999 г.
Эссе о Гите. Откровения древней мудрости. Веды, Упанишады, Бхагавадгита. Издательство: Адити, 2001 г. ISBN 5-7938-0020-4
Будущая поэзия. Упанишады. Издательство: Адити, 2002 г. Собр. соч., том 5. ISBN 5-7938-0013-1
Жизнь Божественная.
Тайна Веды. Издательство: Адити, 2004 г. ISBN 5-7938-0034-4
Письма о Йоге Том 1,2.. Издательство: Амрита-Русь, 2004, 2005. ISBN 5-94355-090-9, ISBN 5-94355-303-7. М.:София, 2011. ISBN 978-5-399-00212-5 (кн. 1)

Литература

  • Шри Ауробиндо Мысли и Афоризмы. 2003.
  • Шри Ауробиндо Мысли и Афоризмы. М.: ЦНИИТЭИлегпром, 1993. — 79 с. пер. с англ. Воламура. ISBN 5-85310-015-7
  • Шри Ауробиндо Письма о Йоге. 2004.
  • Sri Aurobindo, On Himself. 1972.
  • Величенко А. Тайна йоги Шри Ауробиндо. Реконструкция безмолвного знания. СПб.: Изд. С.-Петерб. ун-та, 2005.
  • Величенко А. Эволюция религиозно-философских взглядов Ауробиндо Гхоша
  • Сатпрем Шри Ауробиндо или путешествие сознания. МП «Глобус», 1992.
  • Федоренко Г. Интегральный подход Ауробиндо Гхоша как попытка синтеза Западного материализма и Восточного спиритуализма. СПбГУ, 2003.
  • Челышев П. В., Муравьев В. К.Социальная философия неоведантизма (По работе Шри Ауробиндо Гхоша «Человеческий цикл») //Философское наследие и современность. Учебное пособие (для студентов всех специальностей) — М.: МГГУ, 1999. — С. 4-17.
  • Челышев П. В. Теория и практика интегральной йоги Ауробиндо Гхоша в свете христианства // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы Третьего Российского Философского конгресса (16 — 20 сентября 2002 г.) В 4 т. Т. 4. Ростов-на-Дону, 2002. — С.436 — 438. ISBN 5-87872-172-4.
  • Челышев П. В. Климов А. Л. Неоведантизм и христианство. М.: МГГУ,2004. — 94 с.
  • Челышев П. В.Философия истории: неоведантизм о циклах исторического развития общества //Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24 — 28 мая 2005 г.): В 5 т. Т .3. — М.: Современные тетради, 2005. — с. 234—235.ISBN 5-88289-282-1 (т.3)
  • Челышев П. В. Философия неоведантизма: Ауробиндо Гхош о человеческом цикле исторического развития. М., 2008. — 264 с.
  • Челышев П. В. Философия неоведантизма в свете христианства: Ауробиндо Гхош о человеческом цикле исторического развития. М., 2009. — 117 с.[Рецензия на книгу] // Вестник Российского философского общества. — 2009. — № 3. — С. 146—147.
  • Челышев П. В.Ауробиндо Гхош о стадиях исторического развития человеческого общества // Наука. Философия. Общество. Материалы V Российского философского конгресса. Т. II. — Новосибирск: Параллель, 2009. — С. 106—107. ISBN 978-5-98901-056-1.
  • Челышев П. В.Хрестоматия. Книга для чтения по истории философии.-М.:МГГУ, 2011. — Ауробиндо — С.315-327.(Человеческий цикл. Перевод с англ. избранных глав книги The Human Cycle, главы I и XXIV. Перевод выполнили: П. В. Челышев и В. К. Муравьев.
  • Челышев П. В.Ауробиндо: идеальное общество — царство Духа.//Челышев П. В., Челышева П. В., Котенева А. В. Очерки по социальной философии: утопическая мысль от древности до наших дней. — М.: МГГУ, 2012. — 132—163.

Ссылки

Tags: Шри ауробиндо эрик, шри ауробиндо путешествие сознания, шри ауробиндо человеческий цикл читать онлайн, шри ауробиндо или путешествие сознания скачать.